← Ко всем статьям

Гибкость мышления

Адвокат

Автор: Кудусов Фаниль Рафисович

Участник заочной конференции "Технологии права 2020"

2142182 мин

Проехался месяц назад с коллегой в его автомобиле. Очень удивил музыкальный репертуар…

— А как это, что это? — спросил я.

— Ну вот. Что для нашей работы важно? Гибкость мышления. Недавно прочитал, что для развития гибкости мышления нужно слушать современную музыку, поэтому и слушаю.

— Хм… А каким образом прослушивание откровенного г… может развить столь полезное для нашей работы свойство? Не считаешь ли ты, что следуешь обычной моде? А может быть это обычный конформизм? 

— Ну хорошо, а что такое гибкость мышления? — спросили меня после пяти минут молчания.

— Понятия не имею, не психолог. Но поразмышлять могу.
И тут я сам затупил. Действительно, что же это такое? Помню, когда отец учился в кировском пединституте на психолога, я читал его учебники по психологии, но память так ничего и не подсказала.

— Думаю, что гибкость мышления — это умение видеть что-нибудь новое в чем-нибудь старом.

Ободрившись, я пошел в атаку:

— Ну в самом деле, раньше мы смотрели «Ну, погоди!», как обычный мультик, а сейчас мы в каждом эпизоде вспоминаем УК РФ и КоАП РФ. А сказки про поди раздобудь чего-нибудь где-нибудь? Даже в фильме про трех мушкетеров к сорока годам начинаешь прежде всего болеть за Ришелье, как за истинного государственника, а не за алкашей и падших женщин.

Решил провести небольшой эксперимент. Показал молодому поколению фильмы «Ясон и аргонавты» 1963 и 2000 гг. Убедительную победу в соревновании одержал фильм 1963-го года. Мышление у пацанов не гибкое, видать.

А как же «Трали-вали, тили-тили?»

Меня часто подкалывают, что я старпер, не принимаю новое. Вранье! Собственно, почему бы и не послушать (посмотреть, прочитать) современные и качественные произведения? 

Но вместе с тем я не хочу быть конформистом. Почему я должен просто следовать моде, когда элементарно контент мне не нравится? Почему я должен слушать музыку, которая не задевает ни одной струнки моей души? Значит ли это, что я напрочь лишен столь полезного для нашей профессии качества, как гибкость мышления?

Автор публикации

Ижевск

              

 

В рамках  адвокатской деятельности оказываю юридическую помощь доверителям по уголовным и административным делам любой сложности в правоохранительных, административных, судебных органах преимущественно на территории Удмуртской Республики.

Являюсь членом Комиссии по защите профессиональных прав адвокатов Адвокатской палаты Удмуртской Республики.

Награжден Почетной грамотой Федеральной палаты адвокатов РФ, Почетным дипломом Адвокатской палаты УР «За оправдательный приговор»

 

Примеры из практики:

оправдательный приговор по ч. 2 ст. 228.1 УК РФ (сбыт наркотических средств) 

оправдательный приговор по ч. 4 ст. 160 УК РФ (растрата имущества в особо крупном размере)

оправдательный приговор по ч. 1 ст. 158 УК РФ  (кража)

оправдательный приговор по ч. 4 ст. 159 УК РФ (мошенничество в особо крупном размере)

оправдательный приговор по ч. 1 ст. 158 УК РФ (совместно с адвокатом Веретенниковым И.Л.)

— прекращение уголовного дела по ч. 3 ст. 327 УК РФ за отсутствием состава преступления

 Биография:

В июле 2006 г. окончил Удмуртский государственный университет, Институт права, социального управления и безопасности, специальность 021100 — «юриспруденция».

С 02 марта 2006 г. по 07 сентября 2007 г. — следователь/старший следователь Глазовской межрайонной прокуратуры.

С 07 сентября 2007 г. по 04 июля 2008 г. — помощник Глазовского межрайонного прокурора.

С 04 июля 2008 г. по 20 сентября 2011 г. — следователь/старший следователь СУ СК РФ по УР.

Статус адвоката с 15 декабря 2011 года. Общий стаж по специальности — 19 лет.
Специализация: уголовное право, уголовный процесс, административное производство.

 Авторские материалы адвоката

Участник заочной конференции "Технологии права 2020"

Получить персональную консультацию
42

Полезная публикация? Нажми «Да»!

Комментарии (18)

Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, некоторые путают гибкость мышления с обыкновенной модой или даже модной среди некоторых толерантностью, но я лично не вижу ничего плохого в приверженности к хорошему, пусть даже и давнему, и многие старые фильмы с удовольствием пересматриваю по многу раз, а вот большинство «новинок» меня совершенно не «цепляют». С музыкой и книгами то же самое, и меня это нисколько не беспокоит. Время всё расставляет на свои места ;)

+11
Кудусов Фаниль Рафисович
АдвокатКудусов Фаниль Рафисович

Уважаемый Иван Николаевич,

некоторые путают гибкость мышления с обыкновенной модой или даже модной среди некоторых толерантностьютоже так думаю. Но у нас профессия такая, мозги нужно постоянно тренировать, а одной работой голову напрягать как-то не хочется, хоть и дела все время разные, иногда даже интересные.

+8
Галкин Константин Сергеевич
АдвокатГалкин Константин Сергеевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, а о каком музле в автомобиле шла речь? Хорошее музло — оно во всех стилях есть.

+6
Кудусов Фаниль Рафисович
АдвокатКудусов Фаниль Рафисович

Уважаемый Константин Сергеевич, есть во всех, не спорю. И даже с удовольствием слушаю. Но там что-то вроде «бум-бум-бум, бам-бам-бам». Типичная современная одноразовая поделка, от которой сразу уши заболели.

+6
Галкин Константин Сергеевич
АдвокатГалкин Константин Сергеевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, короче, не KISS?;) Добавлю, что у меня в договорах с иногородними всегда прописана доставка меня из точки А в точку Б  исправным леворуким транспортом с подключенными бэгами не курящим водителем без шансона8) А сам я спасаюсь от распросов, бесплатных дорожных консультаций и прослушивания историй из жизни возниц при помощи закрытых наушников с шумоподавлением (чего и Вам рекомендую). По поводу кинчега… для меня это кинчег, начиная с 1968 (Планета обезmян) примерно до 1997 (Doberman), почти всё остальное — в топку:x

+8
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, у меня нулевая гибкость мышления относительно музыки и всего, что с ней связано. Рассматриваю её как способ развлечения для развлекающихся и как творчество, самовыражение и стремление к чему-то идеально красивому для создателей.

Когда-то относился к развлекающимся, но теперь ни к тем, ни к другим не отношусь совсем.

А нам гибкость нужна не только в мышлении, но и в реальности, включая и профессиональную деятельность.

Что такое гибкость мышления?

Ну вот, например, Вы допрашиваете в суде свидетеля обвинения. Почитав его показания и послушав его при допросе гособвинителем, Вы отмечаете для себя слабые места в его показаниях, явные и неочевидные ошибки и противоречия, и, взяв сразу быка за рога, начинаете свалить его. Свалили, чел начинает исправляться, показания, хоть и не так сильно, на первый взгляд, но меняются в пользу доверителя.

Допрашиваете следующего свидетеля обвинения. Видите, что он болтает ерунду, но Вы заранее увидели возможность опровержения некоторых его показаний, а подготовиться не успели. К следующему заседанию просите суд вызвать этого же свидетеля для продолжения допроса. После его допроса просите суд изменить порядок представления доказательств и дать стороне защиты представить доказательства, выводящие на чистую воду этого свидетеля. Гособвинитель сопротивляется, но судья проявляет говорит: «Быть сему, ибо моё мышление гибкое!» Далее Вы представляете документы и уже показания своего свидетеля (конечно, он всё время ждал за дверями), а потом «гибко» допрашиваете сидящего в зале свидетеля обвинения.

Это только одно из выражений гибкости мышления адвоката, который в состязании со стороной обвинения за показания каждого свидетеля меняет тактику, приёмы, способы. Разумеется, при наличии к тому оснований и возможности.

То есть, гибкость мышления для адвоката вижу в способности изменения (при наличии в том необходимости) тактики, форм, способов и методов действий, направленных на достижение главной и локальной целей. Конечно, это неполное определение. У кого-то оно может быть и совершенно иным.

+10
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, насчет гибкости мышления с помощью музыки типа «бум-бум-парабумбум» согласен. Гибкости мышления это не добавит.

Память, логику и гибкость мышления, если уж брать отвлечённое от юриспруденции, на мой взгляд, развивают шашки и шахматы. Жалею, что в детстве и юности не уделял должного внимания шахматам, а во взрослой жизни не совершенствовался в шашках (а ведь когда-то в шашки никто обыграть не мог).

А на практике, действительно, соглашусь с тем, что гибкость мышления следует проявлять в процессе, согласно тому, как развивается ситуация. Тем более, что даже заранее составленные несколько вариантов судебных прений иногда могут и вовсе не пригодиться.

+6
Савин Сергей Николаевич
АдвокатСавин Сергей Николаевич

Уважаемый Олег Юрьевич, шахматы- это этюды. Посмотрите  игру  «ГО» проста и в то же время очень полезна

+3
Назаренко Михаил Викторович
ЮристНазаренко Михаил Викторович

Уважаемый Олег Юрьевич, игра в шахматы позволяет развить только один навык, и это хорошо играть в шахматы. Больше никаких преимуществ не даёт. Иначе, закон Ома, закон Ньютона и другие законы физики, математики и других наук открывали исключительно чемпионы по шахматам или шашкам. Тогда бы и основным предметом в школах был бы предмет шахмат и по нему защищали диссертации. Но,  таких преференций шахматы не дают. Также, если человек хорошо играет в шахматы, это не спасает его от возможного обмана мошенниками и попадания в сложные ситуации, не дает гарантий создания счастливой семьи и всего всего остального. Соответственно, ни о каком преимуществе при игре в шахматы не может идти и речи. Ну это я так считаю. Моё имхо.

+3
Алексеева Татьяна Васильевна
ЮристАлексеева Татьяна Васильевна

Уважаемый Олег Юрьевич, соглашусь с Вами.

Игры нашего детства (шашки, шахматы, да те же «пятнашки», шарады и мн. др.) развивали мышление, логику, усидчивость, внимательность, тренировали память и учили думать на несколько шагов вперёд.

Тех, кто никогда не играл в шахматы, всегда легко  вычисляла, просто из спортивного интереса :))).

Кстати, в  школах стали вводить шахматы как предмет. Так что не соглашусь с уважаемым Михаилом Викторовичем об отсутствии преимущества, которое даёт умение играть в шахматы.

А насчёт музыки и фильмов...

Знаю руководителя, который музыку «бум-бум-бум» включает перед сложными переговорами, где нужно быть жёстким и негибким.

Иногда пользуюсь этим «методом», но меня хватает на 2 минуты прослушивания.

Люблю хорошие старые фильмы, а новые вообще не цепляют, хотя я их и смотрю периодически. Души в них нет почему-то.

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемая Татьяна Васильевна, шахматы ещё чем интересны, так тем, что в них возможно невероятное число комбинаций.

+2
Чикунов Владимир Юрьевич
АдвокатЧикунов Владимир Юрьевич

У «инстасамки» есть бессмысленная песня с припевом: «За деньги — Да». Часто в шутку отвечаю данным текстом на вопросы клиентов о возможности выполнить юридическую работу.

Песни, пляски и фильмы не добавляют гибкости мышления. Такая гибкость появляется при хорошей теоретической подготовленности и практическом подкреплении полученных навыков, когда вы с высокой вероятностью можете предсказать результат своей деятельности.

Гибкость мышления — способность изменять намеченный план действий в тех случаях, когда это необходимо, например при изменении внешних условий или обнаружении собственной ошибки

+9
Минина Ольга Витальевна
АдвокатМинина Ольга Витальевна

Уважаемый Фаниль Рафисович, гибкость мышления — это способность видеть невидимое, двигать неосязаемое, созидать то, что не имеет формы(giggle)

+4
Кудусов Фаниль Рафисович
АдвокатКудусов Фаниль Рафисович

Уважаемая Ольга Витальевна, еще забыли про возможность слышать взмахи крыльев бабочки и умение делать пятерное сальто назад.

+2
Шилова Ольга Алексеевна
ЮристШилова Ольга Алексеевна

Уважаемый Фаниль Рафисович, вы спрашиваете о гибкости мышления. Позвольте спросить: Вы любознательны? Надеюсь, что да. Любознательность толкает меня «засунуть свой нос» во всякое новое, что мне повстречалось на пути. Мой нос! Это такое орудие (или оружие) моего организма, которое даёт мне понять: хорошо ли это для меня или мне не нравится. Это напрочь отметает всякий конформизм!

В нашей профессии нельзя без гибкости мышления! Если Вы хороший юрист или адвокат, то это значит, что она у Вас есть! Мы в каждом деле проявляем гибкость мышления, в каждом разговоре с доверителями.

Но это моё мнение, я так вижу. А что касается музыки, то слова из песни не выкинешь, поэтому если слова г… или только подобие слов, если музыка не ласкает слух, не радует, а наоборот, бьёт по ушам, то это дело вкуса! И гибкость мышления тут рядом не стояла. А в общем-то, каждый выбирает по себе… Я с удовольствием слушаю Шопена и Пинк Флойд, Магомаева и Шамана, старое и новое. Об этом можно говорить долго, и лучше за рюмкой чая ;)

+4
Осипова Ольга Ивановна
ЮристОсипова Ольга Ивановна

Уважаемый Фаниль Рафисович, есть масса исследований на тему того, почему нам нравится та или иная музыка и сильно не нравится какая-то другая: просто определенные ритмы совпадают или не совпадают с паттернами наших нейронных связей.

Поэтому описанный вами эпизод вообще не говорит о наличии/отсутствии гибкости, только о том, что не ложится та или иная композиция на ваш конкретный мозг (что, в принципе, и так понятно).

Считается, что слушать классическую музыку полезно, потому что у неё очень гармоничный ритмический рисунок: мозгу нравится, когда предвосхищаемое развитие мелодии оказывается таковым и в реальности. И наоборот, полезен и джаз: тут, наоборот, для мозга сюрпризы и ритмические американские горки на каждом шагу, которые ему тоже нравятся.

При этом относительно классики парадокс в том, что практически весь золотой фонд классической музыки в то время, когда был написан, звучал совсем не так, как привыкли его слышать мы: из-за изменения атмосферного давления, другого строения музыкальных инструментов и проч. По сути, мы знаем лишь каверы — к вопросу о возможности существования некого мерила качества музыки.

И вообще любимая/нелюбимая музыка, которую мы субъективно квалифицируем как хорошую/плохую, делится на эти группы из-за факторов, которые часто напрямую никак не связаны с «качеством» этой музыки: если спросить любого человека о его любимой группе/музыканте,  как правило, он назовёт то, что полюбил, когда был молод, или пронзительно счастлив, или очень влюблен, или всё вместе. Случись эти моменты в другое время, и выбор был бы другим.

Но с другой стороны, как классический музыкант по первому образованию и человек, в жизни которого музыка до сих пор занимает очень важное место,  не могу согласиться по поводу низкого качества современной музыки: даже среди популярного хайпового музла есть просто отличные композиции (та же «за деньги — да» с музыкальной — да и с текстовой тоже — точки зрения сделана супер высококачественно), не говоря уже об огромном количестве не столь известных талантливых молодых музыкантов (как экспериментальных, так и классических). Есть конечно и такое, которое можно слушать только в качестве наказания.

Но в любом случае, открытость к новому — это полезный навык: в конце концов, расширять своё тоннельное видение, даже ценой мимолетных мучений :D, всегда полезно, как мне кажется.

+4
Николаев Андрей Юрьевич
АдвокатНиколаев Андрей Юрьевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, по мне, так гибкость мышления — это не мимикрирование под окружающую социальную среду, и не следование стадному, например: «Малевич — это круто!»

С моей, возможно неправильной точки зрения, гибкость мышления — это, прежде всего, отрицание косного, зажатого в некие рамки мышления.

Это, поиск нетривиального подхода там, где, казалось бы уже имеются наработанные стереотипы поведения. Например, такая гибкость мышления продемонстрирована нашим коллегой, уважаемым Назаровым Олегом Вениаминовичем в этойпубликации.

+5
Граховский Станислав Николаевич
ЭкспертГраховский Станислав Николаевич

Уважаемый Фаниль Рафисович, гибкость мышления это как толерантность сознания, основанная на всевнимании с целью якобы всепонимания, а по итогу, человек впитывает в себя весь информационный шум, трансформируя своё сознание, включая иные программы существования, не понимая их разрушительный характер. увидеть что-то новое это конечно интересно, но стремление к этому чаще всего это убегание от невроза, от проблем и комплексов. как в анекдоте где сюжет большая проблема а она переводится в юмор и не только не решается а даже принимается как определенная норма жизни. Ну а нужна ли эта норма? каждый решает сам… В мир сформированного мировозрения и понятий врывается хаос с последующим примерением и соглашательством, а это разрушение личности, её ценностей, идеалов, культуры.

+2