← Ко всем статьям

Вопрос о подсудности дела о взятке, полученной на банковский счёт

Адвокат

Автор: Саидалиев Курбан Саидалиевич

Участник ежегодной конференции Технологии права 2024

32220821 мин

Дело о взятке. Она согласно приговору передана клиентом Сбербанка клиенту Сбербанка с использованием банкомата. Плательщик и банкомат находились за несколько тысяч километров от получателя в другом субъекте РФ. 

Пленум Верхсуда говорит, что место получения взятки — место её ЗАЧИСЛЕНИЯ на банковский счёт получателя (указанный им). Получатель со своей банковской картой находился по месту выпуска карты. 

Но банк один (он и оператор, и расчётный центр, как я полагаю), поэтому считаю, что ЗАЧИСЛЕНИЕ на счёт получателя, как и списание со счёта плательщика, происходит в этом же Сбербанке. 

Вопрос: в каком месте осуществляется ЗАЧИСЛЕНИЕ? По месту нахождения банкомата? По месту открытия счёта плательщика? По месту открытия счёта получателя? По месту нахождения Сбербанка? В ином месте? 

Ответа чёткого со ссылкой на нормы у меня нет, но он нужен. Выгрызть из судпрактики не смог, ибо не нашёл ничего подходящего. 

Заранее благодарю за советы, ответы, ссылки и критику. 

Автор публикации

Москва

Адвокат Коллегии адвокатов г. Москвы «Менкенова, Чуев и партнёры».

Родился 21.05.1968 в Республике Дагестан. Высшее образование — в 1993 году окончил юридический факультет Омского государственного университета. С января 1994 года до сентября 2018 года служил в органах прокуратуры Республики Дагестан, специализируясь в надзоре за законностью оперативно-розыскной деятельности расследования уголовных дел органами МВД, ФСБ и СКР, а также за исполнением законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму.

В конце 2018 года получил статус адвоката, а с февраля 2019 года состою в Адвокатской палате  г. Москвы, номер в ЕГРА 77/14725,  адвокатское образование — Коллегия адвокатов г. Москвы «Менкенова, Чуев и партнёры»

Оказываю юридическую помощь в уголовном процессе подозреваемым и обвиняемым в качествезащитника, а также потерпевшим, свидетелям и другим участникам уголовного судопроизводства в качестве их представителя. 

Работаю по уголовным делам, материалам проверок сообщений о преступлениях и другим видам производств, в том числе на всех судебных. Приоритетными для себя считаю дела о тяжких и особо тяжких преступлениях, организованной преступности, коррупции, терроризма и экстремизма и др., выявляемых, как правило, в ходе оперативно-розыскной деятельности.

Гарантирую: в ходе общения — представиться, выслушать, ответить на вопросы, не требующие дополнительного анализа нормативной базы и документов; в ходе своей деятельности — честную, добросовестную и квалифицированную юридическую помощь в строгом соответствии с законом.

Не гарантирую: какие-либо конкретные действия (бездействие), решения органов власти, их должностных лиц. 

Предостерегаю: о недопустимости нарушений закона, в т.ч. актов подкупа должностных лиц государственных органов. 

 Звоните, пишите:

+7 (916) 544-96-93 (WhatsApp, Viber), voronkus@yandex.ru

Участник ежегодной конференции Технологии права 2024

Получить персональную консультацию
20

Полезная публикация? Нажми «Да»!

Комментарии (72)

Безуглов Александр Александрович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, здравствуйте! Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 ноября 2017 г. № 48 ответа на Ваш вопрос не содержит. Наиболее вероятно, что местом зачисления будет местонахождение отделения кредитной организации, открывшей счет. По крайней мере суды передают по подсудности такие дела именно по этому территориальному признаку.

Хоть и не по взятке, а по мошенничеству, но вот это максимально похоже (от 12 октября 2018 г. по делу № 1-528/2018):

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Тольятти 12 октября 2018 года

Судья Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области Кудашкин А.И., рассмотрев материалы уголовного дела по обвинению Катаева ФИО4 в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.159 ч.3 УК РФ,

у с т а н о в и л:

Органами предварительного расследования Катаев А.В. обвиняется в совершении в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год с использованием своего служебного положения хищения, принадлежащих администрации с.<адрес> 358 330 рублей 50 копеек путем мошенничества, которые были перечислены с расчетного счета сельского полселения открытого в УФК по <адрес> по адресу: <адрес> «а» на расчетный счет ООО <данные изъяты>» в <адрес>.

В соответствии с ч.1, ч.2 и ч.3 ст. 32 УПК РФ уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления.

Если преступление было начато в месте, на которое распространяется юрисдикция одного суда, а окончено в месте, на которое распространяется юрисдикция другого суда, то данное уголовное дело подсудно суду по месту окончания преступления.

В соответствии с п.5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» мошенничество, то есть хищение чужого имущества, совершенное путем обмана или злоупотребления доверием, признается оконченным с момента, когда указанное имущество поступило в незаконное владение виновного или других лиц и они получили реальную возможность (в зависимости от потребительских свойств этого имущества) пользоваться или распорядиться им по своему усмотрению.

Если предметом преступления при мошенничестве являются безналичные денежные средства, в том числе электронные денежные средства, то по смыслу положений пункта 1 примечаний к статье 158 УК РФ и статьи 128 Гражданского кодекса Российской Федерации содеянное должно рассматриваться как хищение чужого имущества. Такое преступление следует считать оконченным с момента изъятия денежных средств с банковского счета их владельца или электронных денежных средств, в результате которого владельцу этих денежных средств причинен ущерб.

Из обвинения и обвинительного заключения следует, что безналичные денежные средства, владельцем которых является сельское поселение <адрес> были изъяты с банковского счета их владельца, которое было открыто в УФК по <адрес> по адресу: <адрес><адрес>

ООО «<данные изъяты>» также расположено на территории <адрес>.

Таким образом, из указанных материалов уголовного дела следует, что преступления, предусмотренное ст.159 ч.3 УК РФ окончено на территории <адрес> на которое распространяется юрисдикция Автозаводского районного суда <адрес>.

В соответствии с ч.1 ст.47 Конституции РФ никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

В соответствии с ч.1 ст.34 УПК РФ, судья, установив, что поступившее дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении дела по подсудности.

При указанных обстоятельствах уголовное дело по обвинению Катаева А.В. в совершении преступления, предусмотренного ст.159 ч.3 УК РФ следует направить по подсудности в Автозаводский районный суд г. Тольятти.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 32 ч.1-3, 34 ч.1, 227 ч.1 п.1 УПК РФ,

п о с т а н о в и л:

Уголовное дело по обвинению Катаева ФИО5 в совершении преступления, предусмотренного ст.ст.159 ч.3 УК РФ направить по подсудности в Автозаводский районный суд г. Тольятти.

Меру пресечения обвиняемому Катаеву А.В. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении оставить без изменения.

Копии постановления направить обвиняемому Катаеву А.В. его защитнику, представителю потерпевшего, прокурору <адрес>.

Постановление может быть обжаловано в Самарский областной суд в течении 10 суток со дня его вынесения.

Судья подпись

Копия верна

Судья

Больше ничего не придумывается…

+3
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Александр Александрович, здравствуйте! Простите, но Вы немного отстали от изменений в разъяснениях Верховного Суда. 15.12.2022 в указанное Вами постановление Пленума внесены следующие изменения:

Местом совершения мошенничества, состоящего в хищении безналичных денежных средств, исходя из особенностей предмета и способа данного преступления, является, как правило, место совершения лицом действий, связанных с обманом или злоупотреблением доверием и направленных на незаконное изъятие денежных средств.

5(1). Территориальную подсудность уголовного дела о мошенничестве, предметом которого являются безналичные денежные средства, судам следует определять по месту совершения лицом действий, направленных на незаконное изъятие денежных средств, а при наличии других указанных в законе обстоятельств — в соответствии с частями 2 - 4 и 5.1 статьи 32 УПК РФ То есть, если ранее подсудность определялась очень просто — по месту открытия счёта, с которого изъяты деньги, то теперь по месту совершения действий по их изъятию.

Постановление, вложенное Вами в комментарий, вынесено правильно согласно прежнему разъяснению Верхсуда.

Что касается нашей ситуации, то согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.07.2013 № 24

Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению.То есть, после ЗАЧИСЛЕНИЯ денег на счёт взяткополучателя преступление считается оконченным и именно место ЗАЧИСЛЕНИЯ денег на счёт взяткополучателя и является местом окончания преступления, а также определяет подсудность дела о взятке.

+7
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Александр Александрович, ну дык все мы так учимся.

Кстати, вынужден отметить, что Вы настолько заработались, что уже редко захаживаете на портал. Если мне память не изменяет, вопрос о подсудности хищений с банковского счёта уже обсуждался тут. Более того, судьи в конце 2022 года как будто ждали именно это нововведение и многие дела поскакали по другим адресам: кто по подсудности, а кому-то из прокуроров повезло меньше и получили 237-ые ))) Весело было наблюдать за ними (giggle)

+7
Коробов Евгений Алексеевич
ЮристКоробов Евгений Алексеевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, Вы правы, этот вопрос уже обсуждался здесь, а Александр Александрович в это время прогуливал наши уроки! И вот результат!:D

+4
Безуглов Александр Александрович

Уважаемый Курбан Саидалиевич,

... а вот по месту открытия счета плательщиком или получателем — вопрос вопросов. Если исходить из того, что плательщик у нас взяткодатель, то свою объективную сторону он выполняет по месту открытия своего счета. Видимо это место и будет являться местом получения взятки, так как и взяткодатель, и взяткополучатель сделали каждый все для достижения преступного результата. С момента перевода взяткодателем денежных средств взяткополучатель уже не может добровольно отказаться от доведения преступления до конца.

+3
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Александр Александрович,

Если исходить из того, что плательщик у нас взяткодатель, то свою объективную сторону он выполняет по месту открытия своего счета. Видимо это место и будет являться местом получения взятки, так как и взяткодатель, и взяткополучатель сделали каждый все для достижения преступного результата.Мы с Вами думаем примерно одинаково. Попробую усилить именно это мнение.

Согласно вышеуказанному разъяснению высшей судебной инстанции, местом окончания преступления (а, значит, и местом его совершения), что имеет значение для определения подсудности уголовного дела, является место, где произведено ЗАЧИСЛЕНИЕ денег на счёт, согласованный со взяткодателем.

Перевод денег суть более сложное понятие, нежели ЗАЧИСЛЕНИЕ. Точнее, Перевод включает в себя действия банка по списанию со счёта плательщика и ЗАЧИСЛЕНИЮ денег на счёт получателя.

Взяткодатель-плательщик даёт всего лишь распоряжение банку о списании денег с его счёта и их зачислении на счёт взяткополучателя. То есть, он ЗАЧИСЛЕНИЕ не осуществляет ибо не дано ему делать подобное. Для этого есть банк, который после получения распоряжения своего клиента проводит ряд действий по проверке возможности исполнения этого поручения и лишь потом, придя к выводу, что всё ОК, исполняет его.

Это мы с Вами теперь привыкли парочкой манипуляций в течение мгновения видеть результаты исполнения наших поручений о переводах. На самом деле за скоростью их исполнения скрывается ряд действий банка, которые подробно описаны в ФЗ о национальной платёжной системе и нескольких положениях ЦБ РФ.

В общем, возвращаясь к ЗАЧИСЛЕНИЮ, определяемся, что это действие оператора перевода, т.е. банка, а не взяткодателя.

Это только с первого взгляда может показаться удивительным. На самом деле всё логичнее некуда: и взяткодатель, и взяткополучатель в момент перевода могут находиться где угодно, в связи с чем полагаю очевидна неверность ориентирования при определении подсудности именно на места совершения ими передачи и принятия взятки в виде безналичных денег.

Момент ЗАЧИСЛЕНИЯ это именно тот самый момент, когда взяткодатель может реально распоряжаться предметом взятки.

Отвлекаясь, обращу внимание на некую дилемму. С одной стороны, Верхсуд логично определил значение момента ЗАЧИСЛЕНИЯ как момента окончания преступления, а, следовательно места ЗАЧИСЛЕНИЯ — как места рассмотрения уголовного дела, а с другой стороны ставит решение этих юридических вопросов в зависимость не от действий фигурантов дела, а от действий банка, не имеющего отношения к преступлению (а если и дальше лезть, то от действий не человека, а машины, компьютера и проч.).

Скажу больше, Александр Александрович. Момент получения взятки взяткополучателем, который Верхсуд рекомендует брать за основу при определении момента окончания преступления (а, следовательно, и совершения преступления, и подсудности), вообще перестаёт играть какую-то роль. Знаете, почему? Всё просто: согласовав счёт, взяткополучатель для получения взятки ничего больше не делает (во всяком случае, все его последующие действия для описания преступления в обвинительном заключении и приговоре не имеют значения, так как ЗАЧИСЛЕНИЕм завершается объективная сторона преступления). Дав согласие на ЗАЧИСЛЕНИЕ взятки на конкретный счёт, взяткополучатель, полностью завершает значимые для доказывания действия.

Теперь позвольте мне вернуться к нашим баранам. Остаётся главный нерешённый вопрос: где произведено ЗАЧИСЛЕНИЕ?

Как я говорил, банк у обоих один и он же и оператор платежа, и расчётный центр, непосредственно осуществляющий и списание, и ЗАЧИСЛЕНИЕ. Я далёк от мысли, что расчётных центров у Сбербанка много, хотя отделения и офисы есть во всех регионах и практически во всех городах.

И вот я не знаю, где, в каком подразделении Сбербанка собственно происходит ЗАЧИСЛЕНИЕ. В открытых источниках ответа на этот вопрос не нашёл. Но ответ на него очень важен для любого адвоката, который может столкнуться с вопросом определения подсудности дела его доверителя.

+5
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемая Ирина Викторовна, ну, большинство так считает, а коллега Вялков Виталий Валерьевич даже ликбез прочитал. Как говорится, на пальцах. Но запрос в Сбер я всё же послал. Жду ответа.

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Александр Александрович, я это сразу понял. Вам большое спасибо, но, видимо, действительно, на практике этот вопрос не сильно актуален

+2
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Момент ЗАЧИСЛЕНИЯ это именно тот самый момент, когда взяткодатель может реально распоряжаться предметом взятки. Уважаемый Курбан Саидалиевич, на мой взгляд, не имеет значения где находились сами фигуранты в момент зачисления денег на счёт получателя, и сама карточка — не счёт, а лишь ключ к нему, и не важно где он находится, т.к. с помощью этого ключа можно получить доступ к деньгам из любого места, поэтому местом зачисления, я считаю банк (его отделение) в котором открыт счёт получателя.

+9
Коробов Евгений Алексеевич
ЮристКоробов Евгений Алексеевич

поэтому местом зачисления, я считаю банк (его отделение) в котором открыт счёт получателя. Уважаемый Иван Николаевич, не только местом зачисления считается банк, в котором открыт счёт, но и местом распоряжения будет являться также счёт, так как деньги снимаются со счёта, а их выдача, как Вы правильно заметили, может осуществляться по всему миру.

+5
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Иван Николаевич, верно, карта суть кусок пластика с электронной начинкой, а деньги копятся, переводятся, зачисляются, снимаются со счёта, на который эта карта открыта. И я это пока безуспешно пытаюсь доказать отдельным судам. Так в приговорах и пишут пока: передал, направил, получил на карту.

Вы говорите, что место зачисления это банк (отделение) получателя. Согласен, но только в случае, если у плательщика и получателя разные банки. У нас один банк — Сбербанк.

+5
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

У нас один банк — СбербанкУважаемый Курбан Саидалиевич, даже в одном городе у сбербанка обычно есть множество отделений (офисов) и счёт обычно открывается в каком-то одном из них, пусть даже операции можно совершать в любом.

Поэтому я думаю, что местом зачисления будет именно то отделение (офис) где получатель открывал счёт и получал карту.

+4
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Иван Николаевич, по сути Вы говорите, что при переводе денег отделение Сбербанка, где открыт счёт плательщика, выполняет списание, а отделение, где открыт счёт получателя, выполняет зачисление.

Не могу пока (!) согласиться, т.к. закон о платёжной системе и положения ЦБ говорят, что расчётный центр выполняет и то, и другое. А таким центром выступает сам банк.

Если у Сбербанка один единый расчётный центр, то Ваша точка  зрения опровергнется. А если функции расчётного центра выполняют всё подразделения, где открываются счёта, то Ваша позиция может быть единственно верной.

+5
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Если у Сбербанка один единый расчётный центр, то Ваша точка зрения опровергнетсяУважаемый Курбан Саидалиевич, даже если (а я думаю так и есть) расчётный центр один, то я более чем уверен, что ни обвинение, ни суды, не будут признавать именно его местом совершения / зачисления, т.к. в этом случае, все дела, связанные с переводами, будут рассматриваться в одном суде Москвы, а это просто никому не нужно, особенно если фигуранты находятся где-то далеко.

+4
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Иван Николаевич, да, с этим невозможно не согласиться. Но попробовать достучаться до людей в мантиях, чтобы чётко определились с местом зачисления, нужно.

Коллега Безуглов Александр Александрович подтвердит и Вы, наверное, тоже))

+3
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, а что если подойти к этому вопросу с той стороны, что местом совершения преступления по даче взятки через банкомат является место откуда зачислялись деньги на счёт взяткополучателя, а по получению взятки место поступления на банковскую карту взяткополучателя, то есть где открыт счёт взяткополучателя?Особенно, если совпадает банк обоих и тем более открыты у обоих счета в одном регионе.Либо, как вариант, местом совершения преступления (которое обсуждается) является адрес главного офиса банка.

+4
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Олег Юрьевич, как же я хочу, чтобы всё так и было! Сама логика подсказывает, что так и должно быть: всё зачисления в банке физически осуществляются в одном месте. Но только нормативной базы, где это чёрным по белому написано, у меня нет, к сожалению

+4
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, именно это логика и подсказывает.

Нет пока подходящей нормативной базы значит надо искать более-менее применимое именно в этих целях и доказывать.

Вопрос, безусловно, любопытный. Попробую выбрать время и поискать. Тем более, что самый первый вопрос, когда я в далёком 2000 году поступил на юридический факультет, был именно о взятке (родственница одноклассницы спрашивала).

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, требуется уточнение: Какую должность занимает взяткополучатель?

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, это государственная должность, причем федеральная.

Если ориентироваться на Разъяснения прокуратуры https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_11/activity/legal-education/explain?item=24162896, то следует признать, что всё-таки подсудность получателя такого взяткополучателя это соответствующий регион Российской Федерации, при этом неважно каким образом была получена взятка — наличными или через банкомат. Остаётся вопрос именно по подсудности взяткодателя — его регион или регион взяткополучателя.

При этом такие дела рассматриваются только Верховными судами субъектов РФ (если инкриминирована одна из частей от 3 до 6 ст. 290 УК РФ и от 3 до 5 ст. 291 УК РФ).

+3
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Олег Юрьевич, зачёт по юмору!)))

PS. Если что, то 16 марта 2012 в 00:00 ни прокуратуры Крыма в составе нас, ни госпожи Няш-мяш на её троне не было. Согласны?)))

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, ну Вы же не сказали, что дело в Крыму.))

Хотя с другой стороны, у нас же не украинское законодательство, даже если  взятка была до вхождения Крыма в состав РФ.

Правда, то как судят в Крыму… это ещё тот вопрос.

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Олег Юрьевич, в общем, тут дело не в должности. Да и дело не в Крыму. На всякий случай, посмотрите УПК РФ ст. 31 ч. 3:

Верховному суду республики, краевому или областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду подсудны

уголовные дела в отношении сенатора Российской Федерации, депутата Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства;Как видите, две большие разницы)))

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, а вот такой момент: В данном деле содержатся сведения, составляющие государственную тайну?

И ещё в поиске ответа на вопрос я бы обратил внимание на ч. 2 и ч. 3 ст. 32 УПК РФ.

Ч. 2 ст. 32 УПК РФ, так как совершение преступления начато в одном регионе, а окончено в другом.

Ч.3 ст. 32 УПК РФ по месту совершения более тяжкого из них. Что более тяжко в данном случае — дача взятки или получения взятки? В ст. 32 УК РФ ведь не конкретизированы преступления и одним лицом совершено или нет и разные это преступления или однородные (эпизоды).

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Олег Юрьевич,

ч.2 ст. 32 УПК РФ, так как совершение преступления начато в одном регионе, а окончено в другомЯ даже мысли не допускаю о том, что оно начато в одном месте, а окончено в другом. Меня зациклило на понятии «зачисление», которое может быть выполнена только в одном месте, где и заканчивается.

Что более тяжко в данном случае — дача взятки или получения взятки? Получение, конечно, более тяжкое. С этим вопросов не возникает.

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, в таком случае получается так:

1. Если местом зачисления считать банк, тогда смотрим что за банк, являются ли филиалы банка юрлицами, лицензии на банковскую деятельность выданы вообще на банк или тоже на филиалы банка. Насколько понимаю, лицензии выдаются банку, а он открывает филиалы, которые действуют на основании лицензий, выданных банку. Следовательно, подсудность по месту нахождения главного офиса банка.

2. Если же местом зачисления считать регион, где началось зачисление и регион, где оно окончилось  то в случае совпадения региона это будет один регион. Если же начато в одном регионе (начало перечисления или зачисления с карты взяткодателя на карту взяткополучателя), а окончено в другом регионе (денежные средства зачислены, поступили на карту взяткополучателя), то в таком случае применима ч. 2 ст. 32 УПК РФ.

Это что касается именно термина «зачисление».

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, ну а если данное под случай не подходит и к линии защиты тоже нет, то может тогда воспользоваться ч. 3 ст. 32 УПК РФ.

+2
Хлынина Ирина Викторовна
АдвокатХлынина Ирина Викторовна

Уважаемый Курбан Саидалиевич, хм, вот нашла кое-что...

Апелляционное определение СК по уголовным делам Томского областного суда от 19 марта 2020 г. по делу N 22-168/2020

В соответствии с п. 24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» растрату следует считать оконченным преступлением с момента начала противоправного издержания вверенного имущества (его потребления, израсходования или отчуждения).

С учетом указанных разъяснений, местом совершения преступления, следует считать не адрес банковского отделения, где был открыт банковский счет, с которого предположительно было произведено неправомерное списание денежных средств, как на это указано в апелляционном представлении, а адрес местонахождения ТСЖ, где по распоряжению оправданного бухгалтером были составлены авансовые отчеты и перечислены денежные средства в счет оплаты наложенных на него штрафов. Следовательно, уголовное дело по обвинению оправданного в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 160 УК РФ подсудно Советскому районному суду г. Томска и правомерно рассмотрено им по существу.

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемая Ирина Викторовна, имхо, не подходит. Меня интересует лишь самый узкий и конкретный вопрос: где осуществляется зачисление (или запись по счёту)? Большинство прямо или косвенно говорит, что оно осуществляется по месту открытия счёта получателя. У меня есть подозрение, что, если перевод внутри одного банка, то и списание, и зачисление делается в одном месте.

Подожду, что банк скажет.

+1
Хлынина Ирина Викторовна
АдвокатХлынина Ирина Викторовна

Уважаемый Курбан Саидалиевич, и вот, ещё один из суд.актов:

Местом совершения преступления при присвоении денежных средств, находившихся на банковском счете, является место открытия счета

Внимание

В п. 3.2 отражена иная позиция по данному вопросу.

Апелляционное постановление Хабаровского краевого суда от 15 августа 2019 г. по делу N 22-2697/2019

Подсудимый обвиняется в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ. Из обвинительного заключения и формулировки предъявленного ему обвинения следует, что подсудимый, имея преступный умысел на хищение путем присвоения вверенных ему денежных средств, находящихся на расчетном счете, заключил ряд договоров с иными организациями, осознавая, что данные работы будут выполнены другими лицами на безвозмездной основе. С этой целью подсудимый дал указание главному бухгалтеру о переводе денежных средств на счета вышеуказанных организаций. При этом в обвинительном заключении указан адрес банка, в котором расположен счет, с которого были перечислены денежные средства, то есть место на которое распространяется юрисдикция Индустриального районного суда г. Хабаровска.

При таких обстоятельствах выводы суда об окончании преступления на территории подсудной Центральному районному суду г. Хабаровска противоречат фактическим обстоятельствам дела.

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемая Ирина Викторовна, то же самое. Кстати, если бы деяния имели место в прошлом или в этом году, апелляционные суды Томской области и Хабаровского края решили бы вопрос о подсудности хищения иначе: не по месту открытия счёта, а по месту совершения действий, направленных на изъятие имущества.

+1
Ильин Александр Валерьевич
АдвокатИльин Александр Валерьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, а не перетекают ли деньги через какие-то внутренние (специальные) счета банка от одного филиала в другой в рамках одного региона. Возможно списание денег в одном филиале, а зачисление будет в другом филиале, то есть не в месте расположения банкомата.

Думаю точную информацию о месте зачисления можно получить в самом банке, ну или как минимум узнать алгоритм зачисления

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Александр Валерьевич, банкомат исключаю однозначно, поскольку это по сути устройство удалённого доступа. Как компьютер или смартфон, только с большим функционалом.

Наверное, Вы правы, мне придётся обратиться с запросом в Сбербанк и в случае отсутствия ответа по существу обратиться в суд с ходатайством о запросе сведений о месте зачисления денег на счёт получателя.

+4
Хлынина Ирина Викторовна
АдвокатХлынина Ирина Викторовна

Уважаемый Курбан Саидалиевич, и вот, ещё один из суд.актов ...

Конкретное место нахождения виновного лица в момент перевода денежных средств посредством удаленного доступа к системе «клиент-банк» не имеет правового значения

Апелляционное определение СК по уголовным делам Архангельского областного суда от 12 июля 2021 г. по делу N 22-1675/2021

Местом совершения хищения путем безналичных переводов является место нахождения счетов потерпевших, которые открыты в банках.

Конкретное место, где находилась осужденная в момент перевода денежных средств с помощью удаленного доступа к системе клиент-банк, правового значения не имеет, необходимость в его установлении отсутствует.

P.s. на вскидку нашла вот такие суд.акты...

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемая Ирина Викторовна, простите, но всё в урну. Почитайте первый комментарий к статье и мой ответ.

+1
Хлынина Ирина Викторовна
АдвокатХлынина Ирина Викторовна

Уважаемый Курбан Саидалиевич, не вопрос конечно! Просто я на вскидку ввела в поиск в «Гаранте»  тему по зачислению, и решила с вами поделиться)))… В любом случае удалять ненужное после анализа проще))))....

+1
Ильичев Владимир Борисович
АдвокатИльичев Владимир Борисович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, предположу, что позиция коллеги Морохина И.Н. наиболее близка к ответу на спорный вопрос, поскольку счет карты открыт всегда в каком-то отделении банка (#) в конкретном городе. Он же является местом «поступления и хранения» денежных средств. Логично предположить, что условия получения взятки (объективная сторона) будут соблюдаться именно в месте расположения счета карты получателя взятки. При этом местоположение расчетно-кассового центра не имеет юридического значения.

Для примера, смотрите, предположим, что взяткодатель допустил ошибку при перечислении взятки и неверно указал счет получателя. Что в итоге? Деньги попали на какой-то другой счет, взаткополучатель их ее получил, как следствие, распорядиться ими не смог, т.е., объективная сторона 290-й не реализована. Причина тому — непоступление взятки к месту реализации объективной стороны соответствующего преступления. Вывод, на мой взгляд, напрашивается сам собой.

Мне думается, что ответы на подобные вопросы нужно искать, в первую очередь, в самой теории права, а не в источниках его толкования.

Я бы выяснил у Сбера, в каком отделении открыт счет поступления взятки и из этого бы и исходил.

+3
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Владимир Борисович, спасибо за участие! Места открытия счетов известны. Но Верховный Суд говорит о зачислении денег, как моменте окончания преступления. Именно поэтому важен ответ на вопрос о месте зачисления, как о месте, определяющем подсудность дела.

местоположение расчетно-кассового центра не имеет юридического значения.Не согласен, именно расчетный центр осуществляет зачисление.

Если не найду прямого ответа на вопрос о месте зачисления, тогда, видимо, придётся уже тормошить остатки серого вещества и обратиться к теории права.

«Место поступления» это другое понятие. Оно может иметь значение, но не в рамках моего вопроса.

Обозначу это место иначе — место получения предмета взятки. Таким местом по логике является место нахождения счёта. Только я сомневаюсь, что этим местом может быть отделение или допофис Сбербанка.

Почему важно определить место получения безналичных денег? Потому что уголовный закон установил ответственность именно за получение взятки. Только приходится вернуться туда же, откуда начали, ибо Верхсуд, определяя момент окончания взятки, так и сказал — момент её получения. И тут же «конкретизировал» — момент зачисления))

Такой вот круг получается))

+1
Ильичев Владимир Борисович
АдвокатИльичев Владимир Борисович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, перечитал несколько раз Ваше суждение...

Лично у меня создалось впечатление, что это «круг» Вы сами создали. Прислушайтесь пожалуйста, оставьте в покое Верховный Суд, как источник толкования теории права, обратитесь к ней самой. Там есть такие понятия, как действие уголовного закона в пространстве. Скорее всего, там и найдется ответ на Ваш вопрос. И поверьте, понятия «место зачисления» и «место поступления» (денежных средств), окажутся тождественными, привязанными к одному пространству — месту открытия счета поступления, то есть, к тому самому отделению (допофису) банка, где открыт счет.

Мне кажется, не нужно ничего изобретать.

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Владимир Борисович,

понятия «место зачисления» и «место поступления» (денежных средств), окажутся тождественными, привязанными к одному пространству — месту открытия счета поступления, то есть, к тому самому отделению (допофису) банка, где открыт счет.Это позиция судов первой инстанции. Пока не готов принять её. Вам спасибо за внимание к статье и участие в обсуждении!

+1
Хлынина Ирина Викторовна
АдвокатХлынина Ирина Викторовна

Уважаемый Курбан Саидалиевич, вот ещё нашла один из суд.актов по ст. 290 УК РФ...

Постановление Одинцовского городского суда Московской области от 06 июля 2023 г. по делу N 1-733/2023:

"… В соответствии с ч. 1 ст. 32 УПК РФ, уголовное дело подлежит рассмотрению в суде по месту совершения преступления, за исключением случаев, предусмотренных частями четвертой и пятой настоящей статьи, а также статьей 35 настоящего Кодекса.

Получение и дача взятки, а равно незаконного вознаграждения при коммерческом подкупе считаются оконченными с момента принятия должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»). При этом не имеет значения, получили ли указанные лица реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными им ценностями по своему усмотрению. Как оконченное преступление следует квалифицировать получение и дачу взятки в случае, когда согласно предварительной договоренности взяткодатель помещает ценности в условленное место, к которому у взяткополучателя имеется доступ либо доступ обеспечивается взяткодателем или иным лицом после помещения ценностей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе», перевод электронных денежных средств, за исключением случаев, предусмотренных частью 9.1 статьи 9 настоящего Федерального закона, осуществляется путем одновременного принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента, уменьшения им остатка электронных денежных средств плательщика и увеличения им остатка электронных денежных средств получателя средств на сумму перевода электронных денежных средств либо в срок, предусмотренный частью 11 настоящей статьи (ч. 10).

Перевод электронных денежных средств становится безотзывным и окончательным после осуществления оператором электронных денежных средств действий, указанных в части 10 или 11 настоящей статьи (ч. 15)..."

"… Таким образом, законодатель связывает перевод безналичных денежных средств банковским учреждением, обслуживающим банковский счет клиента, по распоряжению последнего о переводе денежных средств с их одновременным зачислением на банковский счет получателя средств.

Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание вышеуказанные требования закона, местом окончания совершения инкриминируемого ФИО1 преступления, предусмотренного ч.3 ст. 290 УК РФ, является место нахождения подразделения банка, обслуживающего счет N, открытым на имя ФИО1, расположенном по адресу: АДРЕС

Согласно ч.3 ст.32 УПК РФ, если преступления совершены в разных местах, то уголовное дело рассматривается судом, юрисдикция которого распространяется на то место, где совершено большинство расследованных по данному уголовному делу преступлений или совершено наиболее тяжкое из них. Поскольку преступление, предусмотренное ч.3 ст.290 УК РФ относится к категории тяжких, а преступление, предусмотренное ч.2 ст.292 УК РФ относится к преступлениям средней тяжести, а в силу ч. 1 ст. 34 УПК РФ судья, установив при разрешении вопроса о назначении судебного заседания, что поступившее уголовное дело не подсудно данному суду, выносит постановление о направлении данного уголовного дела по подсудности, то настоящее уголовное дело подлежит по месту окончания преступления, предусмотренного ч.3 ст. 290 УК РФ, то есть Лефортовским районным судом Московской области..."

Надеюсь, данные суд.акты будут полезными…

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемая Ирина Викторовна, а вот тут суд поступил, на мой взгляд, верно, хотя и есть нюанс. Речь идёт о переводе со счёта в МТС-Банке на счёт в Сбербанке. МТС-банк, исполняя распоряжение взяткодателя, списывает с его счёта деньги и зачисляет их на коррсчёт Сбербанка, чтобы тот их зачислил своему клиенту. То есть, зачисление взяткополучателю производится в Сбербанке.

Нюанс же состоит в том, что Сбербанк расположен не в Лефортовском, а в Гагаринском районе Москвы. В Лефортово, очевидно, располагается филиал, отделение или допофис Сбербанка. Вот это пока до меня не доходит, поскольку предполагаю, что все зачисления Сбербанк осуществляет в одном месте, а не в разных местах расположения своих филиалов, отделений и офисов.

За пример спасибо, он пока единственный, где суд задумался об обосновании своей позиции со ссылкой на Закон о платёжной системе. Правда, мне это обоснование не совсем по душе, поскольку суд оперирует понятием «электронные денежные средства», которые не совсем совпадают с «безналичными денежными средствами», и путает эти понятия.

+1
Хлынина Ирина Викторовна
АдвокатХлынина Ирина Викторовна

Уважаемый Курбан Саидалиевич, меня тоже удивило упоминание про «электронные» денежные средства... :?

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемая Ирина Викторовна, вот этот вывод суда

Таким образом, законодатель связывает перевод безналичных денежных средств банковским учреждением, обслуживающим банковский счет клиента, по распоряжению последнего о переводе денежных средств с их одновременным зачислением на банковский счет получателя средств.Мне очень даже по душе ))) Потому что сам полагаю аналогично, так как банк взяткодателя получил от него распоряжение и полностью исполнил: и списал, и зачислил. По такой понятной и приятной для меня логике место зачисления там же, где списание, то есть банк взяткодателя. Если я по своему запросу получу аналогичный ответ от Сбербанка, то буду несказанно удовлетворён.

Но то, что суд дальше нацарапал:

Таким образом, учитывая изложенное и принимая во внимание вышеуказанные требования закона, местом окончания совершения инкриминируемого ФИО1 преступления, предусмотренного ч.3 ст. 290 УК РФ, является место нахождения подразделения банка, обслуживающего счет №, открытым на имя ФИО1, расположенном по адресу: АДРЕСникуда не годится с точки зрения логики(devil), ибо банк ФИО1 это Сбербанк и он последнему никаких распоряжений не давал. Распоряжение давал ФИО3 МТС-банку.

0
Чикунов Владимир Юрьевич
АдвокатЧикунов Владимир Юрьевич

Мой ответ такой. Есть приговор. Суд принял дело к производству и рассмотрел его. Вы, остальные тоже,  не могут мотивировать со ссылкой на разумные доводы и право, почему подсудность определена судом неправильно. Такой довод должен отправляться в топку.

Вы берете за ориентир при определении места совершения преступления  — порядок совершения банковских операций, которые к преступлению отношения не имеют. Движение денег внутри банка точно не часть этого преступления.Взяткодатель находился в точке А и зачислил сумму взятки через банк.

Взяткополучатель физически находился в точке Б, где с ним договаривались о взятке, где ему банком были зачислены деньги на счет. Если география таких мест разнообразна, то могут осудить по месту, где была совершена большая часть преступления. Думаю, что осудили по месту, которое находится в точке Б.

+2
Ларин Олег Юрьевич
ЮристЛарин Олег Юрьевич

Уважаемый Владимир Юрьевич, в таком случае это ч. 2 ст. 32 УПК РФ.

0
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Владимир Юрьевич,

Взяткодатель находился в точке А и зачислил сумму взятки через банк Взяткополучатель физически находился в точке Б, где с ним договаривались о взятке, где ему банком были зачислены деньги на счет.Где совершено зачисление? В двух местах деньги не зачислить.

0
Чикунов Владимир Юрьевич
АдвокатЧикунов Владимир Юрьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, я о другом. Если вопрос подсудности «филосовский», то получение взятки определяется по месту нахождения получателя и там где он совершает действия, которые следователь указал в качестве объективной стороны преступления. Но это не место внесения денег в приемное устройство банкомата. Место совершения банковских операций не признак получения взятки и не может влиять на подсудность.

Если у Вас реальный вопрос, — например в Вашем деле подсудность определили по месту внесения денег и это кажется Вам неправильным, поскольку все преступление совершалось в одном месте, а деньги внесены в другом, то банковские операции не помогут изменить подсудность по тем же причинам — движение денег внутри банков не является признаком получения взятки.

+1
Стрельников Максим Борисович
АдвокатСтрельников Максим Борисович

Уважаемый Курбан Саидалиевич!

Мое мнение на вопрос: в каком месте осуществляется ЗАЧИСЛЕНИЕ — по месту нахождения отделения банка в котором открыт счёт получателя.

«Но банк один (он и оператор, и расчётный центр, как я полагаю), поэтому считаю, что ЗАЧИСЛЕНИЕ на счёт получателя, как и списание со счёта плательщика, происходит в этом же Сбербанке» — а вот этот вопрос, может надо адресовать непосредственно в банк? И если полученный ответ совпадет с Вашим мнением, то использовать его со ссылкой на ранее указанный Вами пленум

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Максим Борисович, да, мы с Вами и коллегой Ильиным Александром Валерьевичем сформировали единую микропозицию о явной необходимости обращения в Сбербанк.

+1
Назаров Олег Вениаминович
АдвокатНазаров Олег Вениаминович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, может быть посмотреть, как эти вопросы урегулированы в договорах банковского счета, банковского вклада получателя денег?

Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 (ред. от 12.12.2023)

«О банках и банковской деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2024)?

В договорах, как известно, место составления указано, место нахождения кредитной организации, ее обязательства по зачислению средств на счет клиента. Или я не прав?

+1
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Олег Вениаминович, зачисление это действие банка, а плательщик и получатель видят лишь результат выполнения банком распоряжения плательщика о выполнении этого действия.

Договоров в наличии нет, ибо много лет прошло и никто не озаботился ни сохранить их, ни истребовать (изъять) в офисах банка. Не поверите, но у меня даже свои договоры не сохранились)))

Я смотрел типовые договоры Сбербанка (они доступны). В них ничего про место зачисления нет. Остальные положения договоров для однозначного вывода о месте зачисления тоже молчат.

0
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, у меня в практике было. Правда внутри одного города, но разные районы. Областной суд определил в порядке определения подсудности район в котором расположен филиал в котором открыт именно расчетный счет взяткополучателя. Потому что расчетно — кассовое обслуживание как основной инструмент получения доступа к расчетному счету осуществляется именно в филиале где открыт счет.

Иван Николаевич прав, что сама по себе карточка является лишь инструментом доступа к расчетному счету. Она может быть потеряна\уничтожена\похищена. В этом случае взаимоотношения с банком клиент начинает строить именно через отделение в котором открыт счет.

Как то так.

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Алексей Вячеславович, спасибо за подключение к обсуждению.

В этом случае взаимоотношения с банком клиент начинает строить именно через отделение в котором открыт счетДа, но эти взаимоотношения… предполагают ли они выполнение распоряжения плательщика (!) о зачислении денег на счёт получателя?

расчетно — кассовое обслуживание как основной инструмент получения доступа к расчетному счету осуществляется именно в филиале где открыт счетИнтересная, конечно, формулировка, но я так могу потерять ход мысли. Мне главное определиться, выполняет ли филиал, где открыт счёт получателя, хоть какие-то действия, направленные непосредственно на зачисление денег, о котором поручение (распоряжение) исходит от плательщика, счёт которого открыт в другом филиале? И если да, выполняет, то окончательно склоняюсь к позиции судов о подсудности по месту открытия счёта получателя, поскольку в таком случае место совершения этих действий в точности подходят под место зачисления денег, а если он их не выполняет, то вопрос пока остаётся открытым.

+1
Вялков Виталий Валерьевич
АдвокатВялков Виталий Валерьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич, полагаю коллега Мамонтов прав:

насколько я помню из положений о расчетах, обязанности банка (а значит и его действия, и его ответственность) начинаются с момента, когда банк становится ремитентом (банком, которому принципал поручает операцию по инкассированию). Это происходит через то отделение (отделение банка не является юридическим лицом, но является его подразделением, которое наделено правами и обязанностями — на манер филиала), в котором открыт счет.

А если отделение в котором отрыт счет и отделение, через которое передается поручение по инкассированию, не совпадают (отрыл счет во Владивостоке, а операцию осуществляет в Смоленске)? В этом случае (я так думаю), по тому отделению Смоленска, в котором принято поручение о совершении записи по счету (о перечислении, переводе, инкассированию денежных средств).

Просто надо понимать, что ни о каком «зачислении денег» речи не идет. Деньги, как вещь, принадлежат банку, а не плательщику (да-да). Операция по счету, означает только производство «записи по счету». А принятие банком на себя обязанности произвести «запись» происходит по месту производства принципалом поручения (возложения обязанности совершить определенные юридически значимые действия) и принятия банком на себя обязанности это поручение выполнить.

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Виталий Валерьевич, спасибо за участие в обсуждении!

Просто надо понимать, что ни о каком «зачислении денег» речи не идетДаже не отговаривайте )))

ФЗ о платёжной системе говорит именно про зачисление. Банк России в своих положениях говорит тоже про зачисление. И Верхсуд использует этот же термин.

В этом случае (я так думаю), по тому отделению Смоленска, в котором принято поручение о совершении записи по счету (о перечислении, переводе, инкассированию денежных средств)

Хм, Вы, на мой взгляд, опровергли мнение Алексея Вячеславовича.

Кто является автором поручения (распоряжения) о переводе? Верно, плательщик.

А вот Ваши мысли из цивилистики по институту поручения ценные и мне нужно будет переварить их и съесть )))

+2
Вялков Виталий Валерьевич
АдвокатВялков Виталий Валерьевич

Уважаемый Курбан Саидалиевич,… говорит.

Но говорят это от того, что так привычнее. Сейчас объясню (я бухгалтерам право преподавал, поэтому, эти вещи у меня в голове засели накрепко). Деньги (купюры, монеты), по сути своей, представляют родовые (а не индивидуально-определенные) движимые вещи (ч.2 ст.130; ст.ст.140, 398 ГК РФ). Кому принадлежат на праве собственности деньги (монеты, купюры) находящиеся в банке (пусть и на вашем счету)? Ответ: банку. Он ими владеет и пользуется.

Вы ими только распоряжаетесь (см. положения ст.845 ГК РФ).

А чем вы владеете? Над чем, так сказать, «хозяйственно господствуете»? Что находится в вашей безусловной воле?

Ответ: запись по счету (ч.1,2 и 4 ст.845 ГК РФ). Двойная запись, итальянская бухгалтерия, дебит-кредит (в 15 веке, если не ошибаюсь, придумали :)). Вот этим вы владеете.

Теперь плавно переходим к теории уголовного права. Необходимым элементом преступного деяния является воля преступника (умысел; внутреннее психическое отношение к совершаемому деянию). У нас вообще «субъективное» вменение (см. ст.ст. 105 и 111 УК РФ). Где и когда внутреннее, сформировавшееся в голове человека, волеизъявление получает свое внешнее отражение (каковое внешнее отражение именуется деянием (объективной стороной преступления) и по каковому внешнему отражению/проявлению умысел и доказывают)? А вот он стоит перед терминалом и перевод делает. Вот оно и есть отражение. Вот оно и есть место преступления. Просто? Нет, не просто: есть одно «НО».

Что преступник, собственно говоря, делает? Деньги перечисляет/зачисляет/ передает (называйте, как угодно)? Да нихрена подобного!!! Он отдает распоряжение о проведении той или иной операции посредством средств связи (ч.1 ст.845 УК РФ). Распоряжение об изменении «записи по счету». Когда это распоряжение приобретет характер юридически значимого деяния, каковое юридически значимое деяние и будет являться необходимым элементом (объективной стороной) преступления? И где (в каком месте)? Тогда, когда Банк его получит. И там, где Банк его получит. Тогда и где Банк превращается из стороны правоотношения со свободной волей в сторону правоотношения, обязанную совершить действия (банк-ремитент). Но это происходит в отделении банка, в котором открыт счет. Круг замкнулся. Вот оно и место преступления, и время преступления.

Когда взятка будет считаться оконченной? 24 декабря 2019 г. Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 59 были внесены изменения в Постановление от 9 июля 2013 г. N 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», в соответствии с которыми моментом окончания получения или дачи взятки является в том числе момент зачисления передаваемых ценностей на электронный кошелек

https://www.consultant.ru/law/podborki/moment_okonchaniya_dachi_vzyatki/

© КонсультантПлюс, 1992-2024

Говоря простым языком, в момент когда Банком будет произведена запись по счету получателя (это не всегда один и тот же банк, в последнем случае, этот, второй, банк именуется банком-эмитентом).

Вот теперь, всё встало на свои места и логика законодателя ясна: начало — совершение юридически значимого волевого действия по возложению обязанности совершить операцию по счету (сделать запись по счету; «перевести» деньги), каковая обязанность принята банком-ремитентом к исполнению; окончание — совершение обязанным банком (банком-эмитентом) юридически значимого действия по «зачислению» денег на счет получателя (совершение записи по счету). И место, и время определяются категорично и недвусмысленно... (dance)

(Я гениален — есть такой грешок, не раз на этом пойман был с поличным (party)(party)(party))

+1
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, важно где выражает волю клиент банка. Подписывая договор на открытие счета клиент выражает волю о том, что именно на этот расчетный счет, открытый именно в этом отделении будут зачисляться деньги.

+2
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Алексей Вячеславович, это всё так. Но это воля получателя. Меня же интересует, где исполняется воля плательщика.

Ладно, не буду Вас дальше мучить ))) Пойду составлять запрос в Сбер.

+1
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, воля плательщика исполняется по месту банка получателя. Коллега Вялков В. В. подробнее уже некуда разложил по пальцам правовую природу безналичного платежа. Деньги не отправляются плательщиком, им выдается распоряжение банку. Безналичные деньги это же функция, их невозможно индивидуально определить, поэтому на счет получателя зачисляются не деньги плательщика, а деньги банка плательщика.

Когда взятка наличными — там все просто. Деньги индивидуально определены. Место совершения — место вручения денег. Здесь применен этот же принцип. Место где получил возможность использования. Пока деньги не зачислены — получатель не имеет никакой юридической возможности на исполнение банком поручения плательщика.

+3
Саидалиев Курбан Саидалиевич
АдвокатСаидалиев Курбан Саидалиевич

Уважаемый Алексей Вячеславович, извините за занудство, но опять не то. Здесь применен этот же принцип. Место где получил возможность использованияПолучатель может иметь такую возможность где угодно, пока есть у него удалённый доступ. Верхсуд именно поэтому и говорит об окончании преступления в момент зачисления денег и без разницы, мог получатель ими воспользоваться или нет

0
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, ды нет, сама операция выполняется именно в банке где открыт счет. А все остальное — технологии, позволяющие осуществить платеж удаленно

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Курбан Саидалиевич, и в самом счёте и в дополнительных реквизитах платежа должна быть информация о конкретном учреждении и/или подразделении банка, в котором открыт счёт получателя. Раньше структура банковского счёта и соответствующие цифры, которые говорят о том какой это счёт, для чего он, где расположен и т.п. определялись положением от 25.09.2012 №385-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Это положение отменено и сейчас действует положения от 27.02.2017 N 579-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения», где даны соответствующие расшифровки и правила «прочтения» счёта. Ещё при любом перечислении в платёжном документе пишется «БИК» (Банковский Информационный Код), по нему можно выйти на конкретный банк. В интернете много поисковиков и справочников в которые можно ввести БИК и найти какой это банк и/или подразделение банка.

+1