← Ко всем статьям

Обсуждение примерных (стандартных) условий соглашения об оказании юридической помощи

Адвокат

Автор: Климушкин Владислав Александрович

Участник ежегодной конференции Технологии права 2025

41850915 мин

На нашем сайте много раз касались темы соглашений об оказании юридической помощи, его сторон, условий такого соглашения, публичных и частных элементов в нём, порядка его заключения.

Занимаясь этой темой много лет (можно посмотреть мои публикации) пришёл к тому, что на практике выкристаллизовалось понимание противоречий сложностей, а также пути их разрешения.

Мне путь видится всё-таки в стандартизации условий соглашений. Есть хороший, хотя и анекдотичный пример стандарта, где ширина крупа лошади в Древнем Риме до сих пор определяет размер космического корабля. Хотя это и анекдотичный пример, в нём есть откровенная неправда, но тем не менее стандарты очень стабильная и живучая материя, кто понимает их тот поймёт и то, что стандарты – это не просто право, это нечто большее.

Обсудив кратко с Иваном Николаевичам Морохиным эти сделанные мной наработки предлагаю Вашему вниманию выработанные и на протяжении многих лет апробированные примерные условия соглашения об оказании юридической помощи.

Для чего предлагается их принять, доработать и опубликовать на сайте?

Дело в том, что принятие такого стандарта существенно сокращает процесс составления соглашения с доверителем.

В силу ст.427 ГК РФ:

1. В договоре может быть предусмотрено, что его отдельные условия определяются примерными условиями, разработанными для договоров соответствующего вида и опубликованными в печати.

2. В случаях, когда в договоре не содержится отсылка к примерным условиям, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев, если они отвечают требованиям, установленным статьей 5 и пунктом 5 статьи 421 настоящего Кодекса.

3. Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия.

 Мне хорошо известно, что многие палаты адвокатов приняли рекомендации по заключению соглашений, опубликовали тексты желательных соглашений, но к ним невозможно присоединиться как к примерным условиям. В результате каждый адвокат пишет многостраничные соглашения с собственными наработками, когда можно эти вопросы стандартизировать и тогда сам текст соглашения станет кратким. По сути, можно просто сослаться на примерные условия и соглашение готово. Даже можно это сделать в простой переписке.

Кроме того, мой анализ предлагаемых адвокатскими палатами соглашений показывает, что имеются недостатки в этом творчестве. Зачастую не учтены все требования к соглашению, которые определены ст.25 Федерального закона от 31.05.2002 № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Особенно странно то, что не указываются все существенные условия соглашения, которые определены ч.4 указанной ст.25. Хотя юристам хорошо известно, что в силу ч.1 ст.432 ГК РФ существенные условия обязательно должны быть определены. Адвокаты преодолевают это составлением собственных объёмных соглашений, но этот непродуктивный расход ресурсов и времени можно существенно сократить через принятие примерных условий.

Предложенные и прилагаемые «Примерные условия» апробированы на протяжении многих лет как в рамках коллегии, в которой я осуществляю адвокатскую деятельность, так и другими адвокатскими образованиями. Они были апробированы и просто юридической организацией (ООО «Юридическая служба «Знак права»). В процессе апробации были исправлены многие неясности и недостатки, но явно нужно ещё совершенствовать этот документ. Полагаю, что и после принятия его сообществом «Праворуба» этот процесс совершенствования продолжится.

Из свежего в плане апробации – недавно Адвокатской палатой Тамбовской области было вынесено решение по жалобе клиента на оказание мной юридической помощи, в котором было указано, что соглашение клиента со мной соответствует требованиям палаты. Это при том, что соглашение, предлагаемое палатой, вообще-то отличается от тех совершенно кратких соглашений, которые я заключаю со ссылкой на примерные условия.

В плане обсуждения изменений прилагаю переписку с коллегой Мининой Ольгой Витальевной, с которой мы когда-то на сайте кулуарно обсуждали примерные условия и были предложения по их совершенствованию. Кажется, я эти предложения учёл, но вполне вероятно что-то пропустил.

Ещё одной проблемой является компенсация расходов на представителя и выплата компенсации при реабилитации по уголовным делам. Недавно при такой компенсации в арбитражном деле процессуальный противник возражал, так как было заключено дополнительное соглашение о доплате уже после завершения работы по делу. Мной было указано на соответствующий пункт примерных условий, где подобная доплата предусмотрена (ну не работать же бесплатно, а в атаке можно много чего наработать, процесс связан с противоборством и в рамки предварительной договорённости об оплате никогда не укладывается).

Прилагаю также соглашения, которые практикуются в моей деятельности, это примерная форма и часть пунктов из этого соглашения надо «погрузить» в примерные условия. Потому прилагаю ещё возможные дополнения в примерные условия, которые мне видятся, но пока до конца не доработаны.

По поводу критики. Полагаю, что таковая будет, но прошу продуктивной критики, то есть той, которая сопровождается конкретными предложениями, то есть, как говорили мои предки «лаешься, так пропануй».

Понимаю, что тема сложная, я работаю над ней с 2008-го года, потому готов ответить на любые вопросы, однако, прошу, прежде чем задавать эти вопросы ознакомиться с моими статьями на сайте:

— «Вознаграждение за оказанную юридическую помощь» 

— Цикл «Моя лаборатория» 

— «К проблеме определения качества юридической помощи» 

— «Предмет соглашения адвоката с доверителем как процесс» 

— «О том зачем нужно разделять соглашение или договор об оказании юридической помощи (услуги) на этапы. Как в этом случае отвечать на претензии» 

Знаю, что многие из коллег затрагивали тему соглашения на сайте, по возможности учёл эти наработки, но явно не могу учесть сами мысли и идеи, потому не привожу все статьи на сайте, а надеюсь на обсуждение здесь.

Впрочем, приведу ссылки на статьи коллеги Бозова Алексея Анатольевича, поскольку его нет с нами. Это стати «О соглашении (договоре) адвоката с доверителем в уголовном судопроизводстве:

Часть 1

Часть 2

Часть 3

Очень надеюсь на продуктивную работу. Приложения делаю в формате, позволяющем скачать и редактировать документы.

Автор публикации

Тамбов

Сведения внесены в Реестр адвокатов Тамбовской области № 68/91

Адвокатское образование: Коллегия адвокатов Тамбовской области

Занимаюсь хозяйственным правом с февраля 1992 года, с июня 1995 года занимаюсь адвокатской практикой. Имеется богатый опыт по поддержке организации бизнеса, решению различных проблем — вплоть до неформальных споров, предпочитаю не обращаться в суд без крайней необходимости и полагаю, что главное минимизировать риски, так как предпринимательская деятельность требует максимального извлечения доходов.

 

Основное направление специализации связано с обеспечением деятельности субъектов бизнеса, согласованием интересов участников-инвесторов и инвестированием, организацией отношений трудового коллектива, обеспечением учёта финансов и материальных ценностей, налоговым, бухгалтерским и оперативным учётом, оформлением прав собственности, документооборотом и коммерческой тайны, учётом работы с контрагентами, организацией договорного дела, помощью в обеспечении безопасности.

 

Увлечения, хобби: Стратегия, тактика, рукопашный бой, русская культура и традиции, культура народов России и СНГ, культура славян, индоевропеистика, история, человек.

Участник ежегодной конференции Технологии права 2025

Получить персональную консультацию
50

Полезная публикация? Нажми «Да»!

Комментарии (79)

Администратор
АдвокатАдминистратор

Уважаемый Владислав Александрович, спасибо за Вашу работу по выработке стандартных условий соглашений об оказании юридической помощи.

Мы надеемся, что после обсуждения и согласования, они станут «стандартом де факто» для всего нашего сообщества и все профессионалы смогут на них ссылаться.

+13
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Олег Александрович, очень важен Ваш взгляд, т.к. у меня чувство, что имеется недоработка в разделах, касающихся условий по защите в уголовном процессе.

+6
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Уважаемый Владислав Александрович, эту идею мы начинали обсуждать уже несколько раз, но как-то всё не хватало времени для её нормального оформления и доведения именно до уровня стандарта, но видимо, сейчас это время пришло и раз больше никому в стране до этого нет дела, то мы сделаем это для всех — пусть все коллеги пользуются, это пойдёт на пользу и юристам, и и доверителям (Y) (handshake)

+18
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Уважаемый Владислав Александрович, что касается собственно самих типовых условий, я предлагаю не разделять адвокатов и юристов без статуса, тем более, что министр юстиции уже заявил, что к концу текущего года все (уже согласованные на ведомственном и правительственном уровне) документы о введении т.н. «адвокатской монополии» уже пройдут законодательные стадии принятия и станут законом.

Общий текст можно сделать примерно вдвое короче, а смысл втрое шире, чтобы в своих индивидуальных соглашениях каждый мог просто сослаться на «типовые условия», и либо кратко их дополнить, либо напротив — исключить какие-то типовые положения ;)

+16
Петров Игорь Иванович
АдвокатПетров Игорь Иванович

Уважаемый Иван Николаевич, у меня первый вариант соглашения был на 2 страницах. Шли годы… Сейчас 8. Понимаю, что нужно сокращать… Но как… Все страницы наработаны болью...

+10
Петров Игорь Иванович
АдвокатПетров Игорь Иванович

Уважаемый Владимир Юрьевич, разумеется. Но предупреждаю — оно не для слабонервных и любителей читать по диагонали. :)

+10
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Иван Николаевич, я пытался это сделать без разделения. Там в начале есть фраза о том, что просто применяется для всех. Однако, с момента, когда пришлось в примерных условиях по смыслу воспроизводить положения КПЭА началось самопроизвольное разделение. А в плане персональных данных вообще «застрял», т.к. как у юристов получается всё иначе — невозможно просто сослаться на адвокатскую тайну.

+9
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Уважаемый Владислав Александрович, значит те положения которые применимы только к адвокатам, нужно делать более общими или вообще убирать — каждый сам добавит об этом нужный ему пункт в своё соглашение.

То же самое и с персональными данными — это можно либо вообще пропустить, либо упомянуть об общем разрешении на обработку в целях исполнения самого соглашения (договора).

Нельзя объять необъятное! ©, но нужно делать максимально универсальное.

+8
Петров Игорь Иванович
АдвокатПетров Игорь Иванович

Уважаемый Владислав Александрович, очень ценная публикация для любого практикующего юриста.

Составление соглашения каждый раз с нуля — дело не только трудоёмкое, но и чреватое упущениями. Наличие продуманной структуры и примерных условий позволяет экономить время и одновременно учитывать ключевые нюансы, особенно в части оплаты, объёма услуг и условий расторжения.

Кроме того, грамотно оформленные условия — это защита от рисков: как для клиента, так и для адвоката. Недосказанность, формулировки «на коленке», устные договорённости — всё это потом оборачивается конфликтами, спорами и, нередко, жалобами.

Подобные статьи — это вклад в профессию и стандарты оказания помощи. Спасибо автору.

+13
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Игорь Иванович, публикация сделана, чтоб в недалёком будущем именно так и применять эти примерные условия, но сейчас важно из «обкатать», посмотреть, чтоб текст был максимально правильным и востребованным.

+5
Борисов Юрий Борисович
АдвокатБорисов Юрий Борисович

Дорогой коллега Владислав Александрович!

Тема — архиважная. Как сказал бы классик.

Особенно — для начинающих коллег.

Обязательно отзовусь — надо чуть чуть систематизировать своё мышление.

+8
Костюшев Владимир Юрьевич
АдвокатКостюшев Владимир Юрьевич

Уважаемый Владислав Александрович, спасибо Вам за Вашу работу! Тема действительно очень интересная!

+8
Беляев Максим Юрьевич
АдвокатБеляев Максим Юрьевич

Уважаемый Владислав Александрович, благодарю за публикацию, прочел ее с большим интересом. Мне думается, по крайней мере на первый взгляд, вопрос заключения соглашения неоправданно усложнен. Если Ваше предложение связано с защитой от слишком притязательных доверителей, то примерные условий соглашения при разборе в адвокатской палате едва ли поможет, в таких вопросах вступают в силу наш профильный закон и КПЭА.

+8
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Максим Юрьевич, изначально цель была в другом — сделать сами соглашения максимально краткими. Однако, в процессе работы то там обнаруживались несостыковки, то тут обнаруживалась сложность, которую необходимо участь. Стало выходить прям по законом Мэрфи. инструкцию нужно писать максимально подробную, чтоб даже дурак её понял, однако, такую инструкцию никто не будет читать, даже дураки.

Уважаемый Максим Юрьевич, прошу и Вас присоединиться к обработке этих примерных условий.

+6
Борисов Юрий Борисович
АдвокатБорисов Юрий Борисович

Коллега Владислав Александрович,

«инструкцию нужно писать максимально подробную, чтоб даже дурак её понял, однако, такую инструкцию никто не будет читать, даже дураки»

:)

+3
Борисов Юрий Борисович
АдвокатБорисов Юрий Борисович

Коллега Владислав Александрович,

Спасибо!

Что то внове, что то перечитал.

Вспомнил анекдот.

Встречаются Пессимист и Оптимист.

Пессимист:

-Всё плохо,:( всё плохо.:(

оптимист:

-Дальше будет ещё хуже,:) дальше будет ещё хуже.:)

+2
Васильев Александр Витальевич
АдвокатВасильев Александр Витальевич

Уважаемый Владислав Александрович, а как бы сюда свое соглашение закинуть. Думаю коллеги и в нем бы что нибудь интересное нашли бы

+9
Борисов Юрий Борисович
АдвокатБорисов Юрий Борисович

Уважаемый Александр Витальевич,

Как вариант — под псевдонимом (соблюдая адвокатскую тайну) :)

+4
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Александр Витальевич, а пришлите мне на электронную почту, а я закину. Однако, хочу Вас понеже попросить вычленить из соглашения положения, которые можно и нужно включить в примерные условия. Посмотрите ещё вопросы, которые я обозначил Олегу Александровичу Шарапову.

+6
Вилисова Елена Анатольевна
ЮристВилисова Елена Анатольевна

Уважаемый Владислав Александрович, Вами была проделана большая работа, с вовлечением прочитала Ваши наработки и считаю, что такой вид соглашения может использоваться в рамках адвокатской деятельности, но и для юристов в целом! Благодарю Вас! (Y)

+5
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, прочитал пока часть примерных условий. И вот что бросилось в глаза:

в п.2.4. вы предлагаете вменить в обязанность Доверителя "… выполнить рекомендации Поверенного"

Ну как бы это условие противоречит самому принципу деятельности адвокатуры где адвокат — независимый правовой советник. Риск веревки (как говорят англицкие аблакаты) несет доверитель, поэтому он вправе выполнять или не выполнять наши рекомендации. Тем более, что такие условия для соглашений по уголовным делам в принципе не подходят. Такими условиями соглашением Доверителю навязывается воля Поверенного. Но он риск не несет.

В том же пункте.

Доверитель обязан принять результат работ даже если результат будет не в пользу доверителя.

Закономерен вопрос — вы обещаете результат или вы понимаете юридическую услугу только в объеме процесса до судебного акта или иного итогового документа? А если от услуг посередине пути откажутся?

Мне всегда казалось, что юридическая помощь — это всегда деятельность по отдельно взятому процессуальному отрезку. Т.е. представление интересов на конкретном заседании, подготовка отдельного документа, участие в одном следственном действии.

Ну и к тому же, упоминание слов — положительный результат для адвокатов, работающих по уголовным делам, в принципе не приемлемо ибо там о каком либо результате в соглашении упоминать нельзя.

И зачем разбивать оказание правовой помощи на этапы? Тем более, что сама суть оказания правовой помощи не подразумевает какие либо этапы.

Ну и еще, примерные условия в принципе не подойдут для соглашений о защите по уголовным делам. Да, и если честно, не подпишусь я под ними и для защиты по гражданским делам.

Подробное описание чего делает Поверенный и чем он обязан… а нам это зачем?

+5
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, по п.2.4. — так он и предназначен для того, чтобы переложить риск на Доверителя.

Может Вы предложите иную формулировку.

На практике — это выглядит так: Доверитель должен представить документы для производства экспертизы. Он их не представляет (бухгалтерия не понимает, нет таких документов, некогда и т.п.). После этого обращаем внимание на этот пункт и говорим о риске, чтоб не было потом лишних обид и претензий.

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович,… веревка всегда на доверителе. Чтобы перекладывать риск, мы должны иметь его. А мы не имеем. Не надо на себя взваливать лишнего.

По рекомендациям можно так: следовать рекомендациям Поверенного, в противном случае Доверитель осознает и принимает полностью на себя риск наступления негативных последствий совершения действий не в рамках рекомендаций Поверенного.

По документам: Доверитель обязан предоставить всю имеющуюся по делу информацию, в т.ч. копии документов, публикаций, аудио и видео записей, публикаций. Доверитель осознает и принимает на себя риск неполного предоставления информации. Поверенный оказывает правовую помощь в объеме информации, предоставленной Доверителем и собранной им самостоятельно в рамках оказания юридической помощи по настоящему соглашению.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, включил Ваши рекомендации в текст пунктов 2.4. и 4.1.2. для дальнейшего обсуждения. Спасибо! (bow)

+2
Климушкин Владислав Александрович

В том же пункте.

Доверитель обязан принять результат работ даже если результат будет не в пользу доверителя.

Закономерен вопрос — вы обещаете результат или вы понимаете юридическую услугу только в объеме процесса до судебного акта или иного итогового документа? А если от услуг посередине пути откажутся?

Уважаемый Алексей Вячеславович, тут явно Вы невнимательно подошли к тексту и понятию «результат». У каждого этапа оказания юридической помощи прописан свой результат. Посмотрите, пожалуйста, внимательнее.

+3
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, да нет подряда в наших отношениях. вот и нету результата.

Правовая помощь — деятельность, если мы речь ведем об оплате процесса. Результат только тогда когда есть гонорар успеха.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, конечно, нет подряда. Однако, есть судебная практика по договорам оказания услуг, которая по аналогии с подрядом требует оплаты каждого этапа.

смотрите, например:

— Постановления ФАС МО от 19.11.2008 №КГ-А40/10608-08,

— ФАС МО от 8.08.2011 №А40-124052/2010,

— Определение ВАС РФ от 18.11. 2011 №ВАС-15192/11,

— Определение ВАС РФ от 18.11. 2011 №ВАС-5995/11, он 26.04.2011 г. №ВАС-4893/11,

кроме того это следует из смысла пунктов 10 и 20 постановления Пленума №15/18.

Из свежего посмотрите решение по делу № А40-205439/2024, там суд пришёл к выводу, что этап 3.2. при оказании услуг был просрочен по вине заказчика и потому невозможно взыскание за неисполнение этого этапа. — Такого и сейчас полным-полно в судебной практике.

Да! Это не подряд. Вещественный результат может отсутствовать (иногда он есть, скажем, при подготовке документа). Однако, в силу ст.783 ГК РФ применяется АНАЛОГИЯ с подрядом. Это же допустимо в силу ст.6 ГК РФ. Вот потому и применяется ст.711 ГК РФ.

+3
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, а ели рассматривается по правилам услуг — представление интересов в суде 25 раз? Но этап первой инстанции не закончен при этом.

Поэтому и более надежно предусмотреть механизм нормирования и стоимость определять исходя из затраченных нормо единиц. У меня в соглашениях нормоединица — 1 день занятости. Никто не запрещает предусмотреть прейскурант где будет консультация 0,5 дня занятости, развернутый процессуальный документ — 1 или 2 дня занятости, и т.д.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, примерные условия никак не касаются прейскуранта. Если так говорить, то в силу п.2 ч.4 ст.25 Закона об адвокатуре — это два вопроса:

— вопрос размера оплаты отдельный (прейскурант ли, повремённый измеритель ли, твёрдая ли сумма...);

— вопрос условий оплаты (нал, безнал, как, когда, доплаты, возвраты и т.п.) можно погрузить в примерные условия, т.к. эти вопросы повторяемы и по сути стандартны. Полно практики дисциплинарных производств по оплате «мимо кассы» и т.п.

+1
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, оплата тогда является оплатой по адвокатскому соглашению когда деньги поступили в кассу либо на счет адвокатского образования.

Ды я не против прейскуранта.

Вы предложили пообсуждать, вот и предлагаю свои варианты.

Поверьте есть чем оперировать, помимо своего опыта есть 4-х летний опыт работы в квалифкомиссии. И практику дисциплинарных производств достаточно хорошо знаю.

А также как строятся претензии пациентов. Много отказывают по жалобам. Но создавать почву зачем, потом отписываться. Условия должны быть простыми и понятными, но пациент должен думать только о том, что ОН ДОЛЖЕН.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Мне всегда казалось, что юридическая помощь — это всегда деятельность по отдельно взятому процессуальному отрезку. Т.е. представление интересов на конкретном заседании, подготовка отдельного документа, участие в одном следственном действии.

Уважаемый Алексей Вячеславович, очень узкое понимание. У меня много соглашений внепроцессуальных, таких как составление или проверка условий договора, ведение переговоров, и нередко изучение документов показывает, что проблему Доверителя можно решить без обращения в суд.

Что касается «процессуальных отрезков», то они есть, подлежат учёту. Не будем же мы, в самом деле, оказывать юрпомощь в суде апелляционной инстанции, когда соглашением это не оговорено и оплата не поступила?

+3
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, ну под процессуальным отрезком можно понимать и оказание внесудебной помощи, т.е. сопровождение бизнеса разовое или постоянное, но это вообще уже другая песня.

У меня соглашение по сопровождению инвестиционного процесса по строительству завода было на 8 листах. И допников для защиты в суде штук 20.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, у меня по аналогичному вопросу (строительство серии бензозаправок) договор на 12 листов для клиента был составлен (он сопровождал, а моя задача была составить договор).

Это естественно.

Понятно, что соглашения разные.

Однако, есть и универсальное, общее, для всех.

Посмотрите в цикле «Моя лаборатория» вот тут «Типы соглашений». Только включите в Ворде опцию «вид», а там — «веб документ», просто иначе схема типов на странице не умещается.

+3
Климушкин Владислав Александрович

Ну и к тому же, упоминание слов — положительный результат для адвокатов, работающих по уголовным делам, в принципе не приемлемо ибо там о каком либо результате в соглашении упоминать нельзя.

Уважаемый Алексей Вячеславович, не понял где Вы увидели обещание положительного результата и его определение при осуществлении уголовной защиты!?

Если такая ошибка допущена в тексте — укажите, пожалуйста, где? — Поправим.

+3
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, это где про принятие и оплату — даже если положительный результат не был достигнут и все что в этом духе.

Лучше, на мой взгляд в самом начале главы про оплату времени так и указать, что оплате подлежит время, а не результат.

+1
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, также включил в примечания для обсуждения. Хотя, там есть отдельный раздел про оплату и в нём есть про время.

+1
Климушкин Владислав Александрович

И зачем разбивать оказание правовой помощи на этапы? Тем более, что сама суть оказания правовой помощи не подразумевает какие либо этапы.

Уважаемый Алексей Вячеславович, есть минимум три резона зачем это делать (хотя их больше):

1. Мы не гарантируем результат, но должны действовать добросовестно. Этапы как раз показывают это. То ест, например, если мы взялись изучать документы и пришли к выводу, что невозможно тут никак помочь, то за этот этап всё равно должна быть оплата. А результат этого этапа как раз и есть правильная квалификация правоотношений с выводом о невозможности решить проблему доверителя.

2. Юридическая помощь может дать положительный результат на любом этапе. Например, ко мне пришёл человек, которому начислили налог на недвижимость, т.к. у него кирпичный павильон. Привлекли специалистов. Павильон оказался облицованным пластиковой плиткой, которая похожа на кирпич. Выплавили сведения по учёту и обратились в налоговую с указанием, что налога не должно быть. Налоговая его добровольно сняла. В суд пойти не потребовалось. Прошли только три этапа, четвёртый не потребовался. И таких примеров у меня много.

3. Дал в статье ссылку на свою практику в которой клиент отказался от поручения. Его право. Но к тому моменту уже ряд этапов был пройден и потому клиенту было указано как на условия соглашения, так и на судебную практику о том, что он обязан оплатить этапы, даже если последний из них не был завершён.

Уважаемый Алексей Вячеславович, я привёл в публикацию ссылки на статьи на сайте, где всё это обосновывалось, были бурные обсуждения и т.п. Мы сейчас повторяем тоже самое, идём по кругу. А оно надо?

Поэтапная работа известна не только мне и не только в юриспруденции. В статьях, на которые указал в публикации, есть ссылка на литературу — посмотрите. Более того, вот п.18 Методических рекомендаций о порядке заключения, исполнения и расторжения соглашения об оказании юридической помощи (Утверждены Решением Совета АП РО, протокол от 23.03.2016 года № 4)

По гражданским делам, при описании предмета поручения в соглашении рекомендуется прописать поэтапные работы, а также стадии судопроизводства.

+3
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, не согласен с одним — оплата должна производиться не за этап, а за конкретные действия. Оплата за этап может породить ненужный спор о стоимости выполненных работ внутри этапа. Например, этап защита в суде первой инстанции, вы сходили 22 раза в заседание, написали несколько ходатайств, правовых позиций, а тут бац, и доверитель говорит — а теперь будет другой юрист, я от вас отказываюсь. Этап то не выполнен, но работа то по нему проводилась и немалая. И она должна быть оплачена.

Именно исключительно с этой стороны я против деления на этапы.

Но, иногда, при сложных ситуациях можно и прибегнуть к разбивке на этапы, но не для оплаты, а для формирования позиции и определения судьбы проекта. Это конечно больше подходит не к судебной защите, а к сопровождению бизнеса.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, давайте договоримся о терминах, а потом продолжим дискуссию?

Предлагаю выделить:

— отдельно, этапы деятельности, которые в нашей работе являются этапами исследовательской деятельности, сродни работе врача, или проектировщика, или любого исследователя;

— отдельно, процессуальные стадии (тоже этапы, но другие), которые диктуются уже не логикой деятельности, а логикой дискуссии, спора (например, в риторике мы явно видим откуда берутся процессуальные стадии).

Согласны ли Вы с этим разделением?

P.S, К слову, этапы, стадии, порядок и т.п. вообще может быть любым. Например, если рассмотреть работу с точки зрения количества документов порождаемых в нашей деятельности, то можно выделить этапы по количеству документов, и т.д. и т.п.

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, а зачем? Это имеет смысл, если при выполнении каждого этапа не возможно без решения о продолжении приступать к следующему.

Этапы\стадии можно указывать только там где деятельность достигла логически процессуального результата.

Если вы заключаете на консультирование только — так там вообще не надо чего либо определять. Если на защиту интересов в гражданском деле и по ходу оказания помощи увидели бесперспективность — написали заключение, дали доверителю. Он решил продолжать — окей, ваши деньги — наше время. Шашечки так шашечки.

Опять же у вас указан этап — сбор документов, доказательств. Этот этап может идти параллельно с оказанием помощи в суде. А по логике ваших примерных условий к суду и приближаться то нельзя при окончательно не выполненном этапе сбора документов.

Да и зачем там описывать как адвокат думать и анализировать будет. Нельзя ли кратко — вырабатывает и предоставляет для согласования правовую позицию?

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, вот стадии судопроизводства — согласен.

При оплате за деятельность, а не результат — я сторонник очень широкого определения понятия день занятости, и выставление счетов и акта выполненных работ исходя именно из дня занятости. Т.е. определение единицы нормирования. При этом в течение одного календарного дня может быть выставлен счет за несколько дней занятости. Например — подготовка мотивированного ходатайства и представление интересов в суде.

Именно такую формулу я использую. Она прошла проверку судом как у меня, так и у коллег.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, пока, полагаю, рано говорить о нормировании и критериях оплаты. Это вообще отдельная тема и вовсе не обязательно выставлять оплату «за день», подозреваю, что и Вы этого не делаете, когда даёте консультации (письменные или устные), или когда составляете сложные юридические документы (уставы, договоры и т.п.).

Мы о терминах договорились или нет?

Посмотрите, пожалуйста по ссылкам, которые даны мной чуть выше. (bow)

+1
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, в основном отчет раз в месяц в котором указывается оказанная помощь и нормирование ее в количествах дней занятости. Это практически в 100% моих соглашений. Даже, если оплата идет за стадию без учета занятости — например защита на этапе предварительного следствия 100 рублей или защита в арбитражном суде первой инстанции 100 рублей.

Это делается еще и для того, чтобы у доверителя не возникло вопросов на тему верните мне оплату при расторжении соглашения.

Я как то в своем выступлении приводил свои и чужие примеры и как я поборол, а коллега маленько потерял.

+3
Климушкин Владислав Александрович

Ну и еще, примерные условия в принципе не подойдут для соглашений о защите по уголовным делам.

Уважаемый Алексей Вячеславович, подобные утверждения в приличной дискуссии должны быть аргументированы.

Между тем, в уголовных делах тоже есть этапы, только их проходит следствие, а мы (защитники) сопротивляемся им.

Например, в силу ст.144 УПК РФ при проверке сообщения можно провести экспертизу. И как Вы не крутитесь, тут нет тех гарантий, которые существуют при производстве по уголовному делу уже после его возбуждения.

Если кто-то скажет мне, что нет особенностей, связанных с этапами по уголовному делу, то вышеприведённый пример (а он не единственный) явно опровергает это.

В примерных условиях это оговорено так:

3.4. При отдельных видах юридической помощи, таких как защита по уголовному делу или делу об административном правонарушении, указанные этапы оказания юридической помощи реализуются одновременно и постоянно, так как в данном случае Поверенный защищает права и свободы Доверителя, привлечённого к уголовной, либо административной ответственности.

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, там не этапы, там стадии. Можно заключить соглашение на одну стадию, а можно в принципе на весь процесс пока письменно не откажутся.

А для уголовных дел не подходит потому что указано много того, что доверитель поймет как хочется ему и будет бедного аблоката терзать жалобами.

Будет время можно будет поработать над этим вопросом.

Сейчас работа, соревнования и сезон охоты.

В будни после работы пару раз на полигон до ночи.

+3
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, особенности работы по уголовным делам, несомненно, надо усовершенствовать в тексте Примерных условий. Коллега Васильев Александр Витальевич прислал свои соглашения, сейчас просматриваю и вношу примечания в Примерные условия. У него много совпадает с Вами. Также применяется измеритель «один день». Вот сейчас вижу проблему, т.к. в числе мероприятий по юрпомощи указаны консультации, и это правильно, но как-то день к ним плохо привязан.

Жду когда Вы освободитесь. У меня неделя дана от Морохина Ивана Николаевича на выработку максимально краткого текста. Полагаю, к тому времени плотнее повзаимодействуем.

+2
Васильев Александр Витальевич
АдвокатВасильев Александр Витальевич

Уважаемый Владислав Александрович, единица измерения- «один день» это разумный (для меня) компромисс между корректностью единицы измерения и ее простотой. Можно было конечно придумать какой-то способ учитывать разные нюансы работы, но это привело -бы к непозволительному усложнению соглашения. «Один рабочий день» вполне учитывает возможные особенности- и следственное действие с утра до поздней ночи и пол часа на подписание протокола ознакомления с экспертизой. Где-то остается в накладе адвокат, где-то — доверитель но в целом среднеарифметическое значение отработанного  времени  устраивает обоих.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Да, и если честно, не подпишусь я под ними и для защиты по гражданским делам.

Подробное описание чего делает Поверенный и чем он обязан… а нам это зачем?

Уважаемый Алексей Вячеславович, Вы не поняли. Это не обязаловка, а возможность. Кто хочет — тот ссылается. Вы не хотите — не ссылайтесь.

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, я понял что это возможность.

И не даром указал — не подпишусь. Я не подпишусь под рекомендациями использовать именно в виде примерных условий на основе присоединения.

Но считаю, что полезным будет рекомендовать участникам включать в свои соглашения подходящие им формулировки.

Т.е. использовать в виде методички можно, а вот как условия для присоединения… К тому же каждый случай уникален и потом сочиняй где читать, а где не читать, ноты ведь чужие.

+1
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, Вы ошиблись!

Договор присоединения — это ст.428 ГК РФ.

Мы же говорим о примерных условия — ст.427 ГК РФ.

Юридическая сущность совершенно разная! Это как применить рашпиль вместо оселка.

+1
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, примерные условия хорошо, но сама жизнь показала, что каждый случай индивидуален и требует отдельной настройки. Поэтому зачастую каждое соглашение должно быть индивидуально.

Я не против того, что вы стремитесь унифицировать и облегчить эту часть работы.

И это огромный труд, проделанный вами. И он может быть очень полезен несколько в другой плоскости. А именно предлагаю рассматривать опубликованные вами проекты не как одобренный участниками некий документ, а как перечень условий, которые могут быть использованы для включения в соглашения.

+4
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, в примерных условиях неоднократно указано, что в соглашении прописываются конкретные отношения Поверенного и Доверителя, в них конкретизируется характер юридической помощи и другие условия. Если в соглашении есть другие условия, то преимущественную силу имеет соглашение. Такова суть в силу ст.427 ГК РФ.

Полагаю, что Вы опять подошли поверхностно и не прочитали.

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, ды это как раз прочитал.

И каждый раз сиди и сочиняй что подходит, а что нет. Не проще ли использовать предложенные вами формулировки как заготовки пунктов, которые каждый коллега при желании будет использовать в своем соглашении.

Ну и дело еще в том, что каждый случай уникален. Очень часто у меня одно соглашение отличается от другого некоторыми вещами. Именно как конструктор и леплю в зависимости от обстоятельств.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, Вы сами понимаете, что в силу ст.432 ГК РФ существенные условия договора обязательно должны быть определены.

В силу ч.1 ст.25 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» соглашение с адвокатом есть гражданско-правовой договор.

В ч.4 той же ст.25 того же 63-ФЗ мы обязаны включить ряд существенных условий.

Нужно ли каждый раз писать заново:

— условия выплаты вознаграждения (например, когда была переработка и клиент её ещё не оплатил, или тот же порядок оплаты);

- порядок и размер компенсации расходов адвоката...;

- размер и характер ответственности адвоката?

Есть ещё ряд положений, вытекающих из КПЭА, связанных с заключением соглашения с третьим лицом, или с доверительностью-тайной.

Очень и очень многое можно сбросить в Примерные условия, не загружаясь этим в каждом соглашении.

+2
Мамонтов Алексей Вячеславович
АдвокатМамонтов Алексей Вячеславович

Уважаемый Владислав Александрович, вот вы предлагаете для разгрузки все это сделать.

Вот решили использовать примерные условия на 10 страниц, но в конкретном соглашении будем использовать одну треть. С остальными как? в индивидуальном соглашении описывать, что пункты такие то не действуют или применять иное регулирование. В результате было у меня соглашение на 3 страницах а станет на 8. Тратил я на него минут 10, теперь буду тратить час.

В чем смысл такой правовой формы. Она применима, если услуги и ситуации у вас одинаковы, конвейер.

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Алексей Вячеславович, Ваши подсчёты не ясны. У меня на составление соглашения со ссылкой на Примерные условия уходит максимум 15. минут, и это максимум.

+2
Назаренко Михаил Викторович
ЮристНазаренко Михаил Викторович

Уважаемый Владислав Александрович, спасибо за интересную статью. Прочитал и в очередной раз убедился, что для адвокатов соглашение — это нечто больше, чем для юриста договор об оказании юридической помощи...

У меня договор на 2-х страницах. Предмет договора всегда пишу для конкретного дела. Так для доверителя понятней, что в рамках дела будет делать представитель.

ниже приведу пример из последнего

1.1. Исполнитель обязуется оказать юридическую помощь в рамках исполнительных производств в отношении должника: ИВАНОВ И.И.

1.2. В рамках настоящего договора Исполнитель обязуется изучить представленные и имеющиеся у заказчика документы, подготовить необходимые заявления (обращения, ходатайства, жалобы) приставам. Контролировать получение ответов из ФССП и в дальнейшем исходя из реальной обстановки: принимать действия на возобновление исполнительного производства, осуществлять контроль внесения приставом реальной задолженности в базу ФССП, контролировать наложение приставом всех арестов и запретов на имущество должника, выявление официальной работы и источника получения дохода, наличие расчетных счетов, арест и реализация выявленного имущества, иные действия необходимость в которых возникнет в ходе исполнения п. 1.1 Договора.

1.3. Действия, указанные в п. 1.2 – не являются обязательными и не носят исчерпывающий характер. Совершаются исходя из реальной обстановки и состояния исполнительного производства.

+7
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Михаил Викторович, полагаю, Вы не учли в предмете, что деятельность всегда имеет целевой характер. КС РФ пришёл к выводу, что услуга — это действия или деятельность.

Так вот у нас это деятельность, так как конкретные действия прописать невозможно.

В приведённом Вами примере пишу в своих соглашения:

1. Ситуация (проблема) Доверителя: Иванов взыскивает с Петрова 1 000 000 руб. на основании решения суда (такого-то), исполнительное производство (такое-то). В связи с затягиванием сроков исполнительного производства полагает, что его права нарушены. (и конкретно, что ещё там случилось).

2. Требуется: Представлять интересы Иванова по указанному исполнительному производству, добиваясь по возможности полного взыскания в возможно кратчайшие сроки. В том числе (уже можно написать какие-то конкретные действия).

+2
Мануков Михаил Меликович
АдвокатМануков Михаил Меликович

Уважаемый Владислав Александрович, я человек простой, вижу статью Владислава Александровича кидаю в избранное:)

Тема тонкая, горячая, необходимая, как воздух практикующим юристам и адвокатам.

Буквально вчера говорили об этом с нашим уважаемым коллегой Андреем Викторовичем.

С каждым годом фраза «клиент твой враг твой» становиться мне любимей:)

Мое соглашение было 4 листа (как дала коллегия), благодаря ПРАВОРУБу стала 7 листов, благодаря моим «любимым» кровососам клиентам,  которые думают, что мы бесплатные ишаки

- 10 страниц, вот теперь  думаю, что делать после Вашей публикации:)?

+9
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Михаил Меликович, предлагаю обсудить Примерные условия, сделать их действительно удобными и востребованными. Разместить на сайте и просто ссылаться на них в соглашениях, что существенно сократит писанину и прочий головняк.

+3
Шелестюков Роман Николаевич
АдвокатШелестюков Роман Николаевич

Уважаемый Владислав Александрович, никогда не теряющая актуальности тема(handshake)  Будем работать(muscle);)

+3
Чикунов Владимир Юрьевич
АдвокатЧикунов Владимир Юрьевич

Можно вопрос по соглашению в части: «Вознаграждение Поверенного». Представьте я ваш доверитель, задаю Вам вопросы по соглашению.

1) первичные и дополнительные консультации  — сколько раз, какой продолжительностью, цена за 1 или за все сразу?

2) сбор информации, данных, документов с учётом выезда и изучения на месте — это за 1 бумажку, или за все доказательства? А если нужно будет съездить 2 или 3 раза

3) квалификация правоотношений с учётом уточнений позиции -

4) реализация и/или защита прав и свобод с учётом выезда — это что представительство в суде, составление 1 ходатайства, какой объем работы в этом пункте. В какой то момент скажете — а это не входит в реализацию или защиту прав

ИТОГО: текста много, конкретики мало, не понятно

+2
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Владимир Юрьевич, пожалуйста:

1) первичные и дополнительные консультации — сколько раз, какой продолжительностью, цена за 1 или за все сразу?

Всё зависит от того как определена оплата по соглашению.

Если она определена за всё дело в целом, то любые дополнительные консультации полагаются оплаченными.

Если в соглашении написано, что за дополнительные действия по отношению к оговорённой оплате взимается дополнительная плата, то дополнительные консультации оплачиваются.

Зачастую на практике я заключаю дополнительные соглашения по итогам дела, беру дополнительную оплату «за переработку» и клиент подаёт в суд на компенсацию этих расходов, то есть, всех расходов по делу.

Смотрите пункты 5.2.3, 5.2.4, 5.3. и 2.5. Примерных условий (п.2.5. также имеет повтор в преамбуле).

+1
Климушкин Владислав Александрович

2) сбор информации, данных, документов с учётом выезда и изучения на месте — это за 1 бумажку, или за все доказательства? А если нужно будет съездить 2 или 3 раза

Уважаемый Владимир Юрьевич,, как и у врачей. Могут послать на анализы, а потом окажется, что нужны дополнительные анализы. И придётся платить за каждый поход за анализами.

Любой необходимый выезд должен дополнительно оплачиваться, т.к. в норме Доверитель обязан представить всю необходимую информацию (п.4.1.2. и п.5.2.4.).

+1
Климушкин Владислав Александрович

3) квалификация правоотношений с учётом уточнений позиции -

Уважаемый Владимир Юрьевич, возможен возврат к предыдущим шагам (этапам) при оказании юридической помощи (п.3.3.5) в том числе и в целях уточнения позиции.

Однако, тут важно не упустить момент, сами понимаете, в нашем деле ошибки фатальны.

Посмотрите мою статью «Предмет соглашения адвоката с доверителем как процесс» — там технология описана.

+1
Климушкин Владислав Александрович

4) реализация и/или защита прав и свобод с учётом выезда — это что представительство в суде, составление 1 ходатайства, какой объем работы в этом пункте. В какой то момент скажете — а это не входит в реализацию или защиту прав

Уважаемый Владимир Юрьевич, посмотрите пункты 3.3.4. и 3.3.4.1., особенно последний.

Цель юридической помощи состоит в содействии разрешения проблемы доверителя (п.1.1.3. и 1.1.4.).

Что делать и как делать — это характер юридической помощи (п.3.2.).

Соответственно, в соглашении описывается проблема (как правило так, как её видит доверитель) и указывается цель в её разрешении, указывается к чему стремится, что добивается поверенный.

Этого вполне достаточно.

Все возможные действия описывать не надо. Программирование тут вообще невозможно.

Излишняя конкретика будет даже вредна.

+1
Климушкин Владислав Александрович

ИТОГО: текста много, конкретики мало, не понятно

Уважаемый Владимир Юрьевич, как писал выше, конкретика тут может быть даже вредна.

Это примерные условия. Они потому и названы «примерные», что не являются конкретными. Для конкретики служит само соглашение. Задача примерных условий — сократить соглашение до максимально возможного минимума.

Вы изначально пишите мне «можно вопрос по соглашению» и ошибаетесь — ещё раз, это не соглашение, это что-то типа обычая, только описанного (ну, например, как ИНКОТЕРМС, который позволяет существенно сокращать договоры поставки). Такую ошибку тут допускают, кстати, многие — путают примерные условия и сам договор.

На практике разъясняю доверителю четыре этапа и их смысл. Использую аналогии с врачами, или проектировщиками, или даже военными в зависимости от того какова профессия доверителя. Любая поисковая деятельность имеет общее, имеет сходство в этих самых тапах. Подробнее можно посмотреть тут.

+1
Главный Редактор
АдвокатГлавный Редактор

Уважаемый Владислав Александрович, в результате обсуждения, доработки и редакторской правки, получился вполне приемлемый и универсальный документ, который уже возможно использовать.

+7
Морохин Иван Николаевич
АдвокатМорохин Иван Николаевич

Уважаемый Главный Редактор, спасибо за отличную возможность ссылаться на типовые условия и сократить текст своего персонального соглашения до понятного доверителям минимума! (Y) (handshake) (dance)

+8
Климушкин Владислав Александрович

Уважаемый Главный Редактор, полагаю, что это первичный рабочий документ, для дальнейшего развития.

Вот и Морохин И.Н. предложил дополнение о том, что изменение объёма работ не может влиять на оговорённый размер оплаты — это правильно. Полагаю, что постепенно и другие правильные подобные дополнения будут предложены и их надо бы включить в текст примерных условий.

Пока что это похоже на:

+5